Информационный фонд и структура
Вся информация, представленная в НПЭБ и доступная пользователю (читателю) представляет собой:
• собственно информационный фонд — полные тексты печатных или электронных изданий, а в перспективе разнообразные мультимедийные материалы — основное содержание электронной библиотеки;
• справочно-навигационную информацию — указатели (авторов и изданий, представленных в библиотеке), список ссылок на полезные web-ресурсы и др.;
• сопроводительную информацию — различные описания (библиотеки, разделов, списков, указателей и др.), инструктивный материал (краткие правила работы с библиотекой).
Основным информационным объектом информационного фонда является издание — самостоятельно оформленный, самостоятельно идентифицируемый и самостоятельно распространяемый информационный материал; в большинстве случаев это электронный вариант печатного издания: книги, брошюры, журнала и др.
Все объекты информационного фонда распределены по разделам НПЭБ (см. «Описание разделов»). Один объект, в зависимости от его содержания, может принадлежать нескольким разделам.
Тематическая ориентация
Основное содержание НПЭБ составляет литература по педагогике, народному образованию и психологии. Планируется также представить литературу по ряду смежных дисциплин, что обусловлено как запросами пользователей, так и особенностями современных исследований, которые нередко выполняются на стыке различных наук.
В НПЭБ представляются труды как отечественных деятелей науки и образования, так и зарубежных.
Виды материалов
В НПЭБ представляются следующие виды материалов:
• монографии;
• диссертационные материалы (диссертации и авторефераты диссертаций);
• труды научных институтов Российской академии образования;
• материалы научных и практических конференций;
• периодические издания;
• учебно-методические материалы;
• библиографические указатели;
• справочные и энциклопедические издания.
Необходимость представления перечисленных видов материалов связана с тем, что каждый из них в отдельности не охватывает всех направлений психолого-педагогических и исторических исследований. Материалы разных видов нередко связаны между собой и порой существенно дополняют друг друга.
Временной охват
В НПЭБ представляется литература, изданная начиная с XVIII в. и до настоящего времени. Выбор нижней границы указанного периода обусловлен тем, что материалы психолого-педагогической тематики начинают публиковаться именно с XVIII в. С другой стороны, выбранная нижняя граница позволит более полно охватить литературу, важную для историко-педагогических исследований и современной теории и практики обучения и воспитания.
Источники
Источниками для большинства разделов служат издания из фондов НПБ им. К. Д. Ушинского. При необходимости литература заимствуется из фондов других библиотек. Одним из источников являются научные учреждения РАО, публикующие результаты своих исследований в специальных изданиях.
Отбор
При формировании информационного фонда НПЭБ проводится тщательный отбор материалов, обусловленный, с одной стороны, потребностями пользователей НПЭБ, а, с другой стороны, современной проблематикой педагогической и психологической наук.
При отборе материалов для НПЭБ ставится цель обеспечивать и поддерживать такое состояние информационного фонда, чтобы читатель, обращаясь к нему, получал всю необходимую информацию для научной или практической работы в области педагогики и психологии. Это означает, что при работе с фондом НПЭБ читатель должен испытывать минимальную потребность в обращении к другим информационным фондам.
В качестве основных критериев отбора изданий для НПЭБ выступают следующие: актуальность, практическая значимость, историческая ценность. Соответствие изданий этим критериям должны проверять члены Научно-методического совета по электронной библиотеке РАО (см. «Управление проектом»).
Очередность представления
Количество материалов, которые должны быть представлены в НПЭБ, даже с учётом отбора, очень велико, поэтому устанавливается последовательность ввода информации в НПЭБ.
В первую очередь представляются работы, ставшие классическими и составляющие золотой фонд отечественной психологической и педагогической мысли.
Затем предполагается представить наиболее актуальные современные научные исследования и практические разработки, которые также будут отбираться в два этапа:
• выполненные в Российской академии образования и её научных учреждениях;
• выполненные в крупнейших педагогических и психолого-педагогических вузах России.
Структура НПЭБ
Информационный фонд НПЭБ организован в виде двухуровневой иерархической структуры рубрик — названий разделов и подразделов. На первом уровне структуры представлены разделы, на втором — подразделы. Каждый информационный объект подчинен одной или нескольким рубрикам структуры; он не может входить в раздел, если у последнего есть подразделы.
С каждой рубрикой структуры связана гипертекстовая ссылка, по которой вызывается список имен информационных объектов, содержащихся в данном разделе (подразделе). Гипертекстовая ссылка позволяет переходить от имени объекта к его полному тексту.
Рис. 1. Представление структуры НПЭБ и списков изданий
Рис. 2. Структура НПЭБ
Всё перечисленное позволяет пользователю быстро сориентироваться в структуре НПЭБ и легко перемещаться по ней. Таким образом, структура НПЭБ является одной из основных составляющих навигационной системы библиотеки, которая позволяет читателю переходить в интересующие его разделы (подразделы), а также получать доступ к конкретным изданиям.
Наряду с основными разделами в НПЭБ имеются сопроводительные разделы, обеспечивающие удобство работы с электронной библиотекой и содержащие дополнительную информацию.