Авторы · Издания · Разделы · Ссылки · О библиотеке · Обратная связь

ЗАЛКИНД Арон Борисович

5 (17) июня 1888, Харьков — июль 1936, Москва

Советский психиатр, психоневролог, педолог, основоположник социогенетического направления в педологии


В 1911 окончил медицинский факультет Московского университета. В 1917—1920 директор Петроградского психотерапевтического института, в 1923—1930 преподавал в Академии коммунистического воспитания и 2-м МГУ.

С 1910-х гг. увлекался теорией З. Фрейда, пытался сочетать её с марксизмом. Проводя аналогии между основными положениями фрейдизма и широко понимаемой рефлексологии, пытался доказать близость их категориального аппарата и предмета исследования. Подобный вариант эклектичного синтеза разнородных теорий уже в 1920-х гг. вызвал резкую критику, в частности, в работах Л. С. Выготского и M. M. Бахтина.

Увлечение фрейдизмом обусловило внимание Залкинда к проблемам психосексуального развития и полового воспитания. Исследовал проблемы детских коллективов, в том числе проблему лидерства, периодизацию психического развития, вопросы детской сексуальности. Заложенные им основы полового воспитания на долгие годы фактически определили подход к этому вопросу в советской педагогике. Решающее значение придавал фактору переключения половой энергии в русло социальной активности («сублимации»). В плане возрастного развития в этой связи повышенное внимание уделял подростковому возрасту, рассматривая его как критический, переходный. Идеи Залкинда впоследствии были использованы Л. С. Выготским при создании периодизации возрастного развития и разработке понятия возрастных кризисов.

 После 1925 отрёкся от фрейдизма. Абсолютизировал влияние среды, расценивая последнюю как фактор, остающийся стабильным и оказывающий неизменное механическое воздействие на формирование личности в течение всей жизни. Подчеркивал, что нервная система человека является продуктом его социального развития. Полемизировал с П. П. Блонским по вопросам пластичности нервной системы и относительно возможностей воздействия на неё среды, относительно изменения этапов и темпа психического развития.

В 1927 г. на 1-м Педологическом съезде представил теоретическую платформу, которая была одобрена как «объединённая платформа», призванная консолидировать советских педологов. Стал одним из ведущих теоретиков педологии в СССР, с 1928 председатель Межведомственной плановой педологической комиссии при Главном управлении научными, научно-художественными и музейными учреждениями Наркомпроса РСФСР, редактор журнала «Педология»; с 1930 директор Института психологии, педологии и психотехники. Инициатор проведения съезда по изучению поведения человека (1930).

В 1931—1932 был снят с руководящих должностей за «меньшевиствующе-идеалистический эклектизм». Умер от инфаркта на московской улице после собрания, на котором было зачитано постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» (1936).

Основные труды


Фрейдизм и марксизм // Красная новь. 1924. № 4.

• Революция и молодежь. Л., 1925.

• Вопросы советской педагогики. Л., 1926. (2-е издание: М.; Л., 1930.)

• Половой фетишизм. К пересмотру полового вопроса. М., 1925.

Жизнь организма и внушение. М.; Л., 1927.

• Половое воспитание. М., 1928.

Педология в СССР. М., 1929.

• Основные вопросы педологии. М.-Л., 1930.

Педология. М., 1934 (соавторы А. А. Файвуснович и др.).

Литература


Залужный А. С. Лженаука педология в «трудах» Залкинда. М., 1937.

Эткинд А. М. Общественная атмосфера и индивидуальный путь ученого: опыт прикладной психологии 20-х годов // Вопросы психологии. 1990. № 5.

Лейбин В. М., Овчаренко В. И. Психоаналитическая литература в России. М., 1998.

Овчаренко В. И. Российские психоаналитики. М., 2000.