Авторы · Издания · Разделы · Ссылки · О библиотеке · Обратная связь

ВЫГОТСКИЙ Лев Семёнович

5(17) ноября 1896, г. Орша Витебской губ. — 11 июня 1934, Москва

Советский психолог, основоположник культурно-исторической школы в психологии


Родился в семье купца Семёна (Симхи) Яковлевича Выгодского (в 1917 и 1924 сменил отчество и фамилию). Вскоре после рождения сына семья переехала в Могилёв. Окончил частную еврейскую могилёвскую гимназию, в 1913 поступил на медицинский факультет Московского университета, однако вскоре перевёлся на юридический, где учился в 1913—1917. Одновременно с 1914 посещал занятия на историко-филологическом факультете Народного университета А. Л. Шанявского, занимаясь в семинаре Г. Г. Шпета.

В 1917—1918 жил в Самаре и Киеве, затем в Гомеле. С 1919 преподавал литературу в гомельской трудовой школе и профтехшколах, этику и теорию искусства в народной консерватории, на учительских курсах. В 1919—1921 — заведующий театральным подотделом Гомельского отдела народного образования, затем — художественным отделом Губполитпросвета. С 1922 вёл логику и курсы по психологии в Гомельском педагогическом техникуме, с 1923 заведовал психологическим кабинетом. В январе 1924 — делегат Второго Всероссийского съезда по психоневрологии в Петрограде, выступал с докладами по материалам работы психологического кабинета.

С 1924 работал в научно-исследовательских учреждениях Москвы: в Институте экспериментальной психологии (совместно с П. П. Блонским и А. Р. Лурия), в отделе социально-правовой охраны несовершеннолетних  Главсоцвоса Наркомпроса РСФСР, преподавал в Московском институте педологии и дефектологии, Академии Коммунистического воспитания, на Высших научно-педагогических курсах. С 1925 вёл практикумы и читал курсы по психологии I и II МГУ, педагогическом отделении Консерватории, участвовал в многочисленных конференциях.

В 1926—1934 — руководитель лаборатории по психологии аномального детства при Медико-педагогической станции, с 1929 — один из основателей, с 1930 научный руководитель Экспериментального дефектологического института Наркомпроса. С 1925 член методической комиссии по психологии Государственного учёного совета (ГУС), с 1929 член президиума ГУСа; принимал участие в работе по вопросам улучшения педагогической работы в школах и вузах.

Работал в системе здравоохранения: в 1929—1931 ассистент, затем заведующий лабораторией Клиники нервных болезней I МГУ, с 1931 заместитель директора по научной части Института охраны здоровья детей и подростков.

Один из создателей отделения психологии Харьковской психоневрологической академии. С 1931 заведующий кафедрой генетической психологии Государственного института подготовки кадров Наркомздрава УССР. Выступал на конференциях и с курсами лекций во многих учебных заведениях и исследовательских организациях Москвы, Ленинграда, Харькова, Ташкента.

С середины 1920-х работал над марксистской теорией психологии. Внёс большой вклад во многие отрасли психологической науки. Изучал вопросы воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. Создал новое направление в дефектологии, показав возможность компенсации умственного и сенсорного дефекта не за счёт тренировки элементарных, непосредственно поражённых функций, а за счёт развития высших психических функций. Также создал новое учение о локализации психических функций в коре головного мозга, положившее начало современной нейропсихологии.

Исследовал проблемы связи аффекта и интеллекта, проблемы истории развития поведения и сознания. Предложил вариант периодизации развития ребёнка на основе чередования «стабильных» и «критических» возрастов. Показал социальную основу многих высших психических функций, в том числе процесса обучения.

Разработал собственную культурно-историческую теорию развития поведения и психики человека, в которой, опираясь на марксистское понимание социально-исторической природы деятельности и сознания человека, рассмотрел процесс онтогенетического развития психики.

В 1930—50-х гг. в связи с критикой педологии в СССР многие идеи Выготского были исключены из научного аппарата советской психологии.

Создал большую научную школу. Среди учеников: Л. И. Божович, В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин.

Теории Выготского оказали влияние на мировую психологическую науку, в том числе труды Д. Брунера, Ж. Пиаже, С. Тулмина.

Основные труды


• Вопросы воспитания слепых, глухих и умственно отсталых детей. М., 1924.

• Педагогическая психология. М., 1926.

• Исторический смысл психологического кризиса. М., 1927.

• История развития высших психических функций. М., 1927.

• Проблема культурного развития ребёнка. М., 1928.

• Орудие и знак в развитии ребёнка. М., 1930.

• Этюды по истории поведения. М., 1930.

• Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1930.

• Педология подростка. Т. 1—3. М., 1929—1931.

• Проблема развития и рассада высших психических функций. М., 1934.

• Мышление и речь. М., 1934.

• Психология искусства. М., 1965.

Собрание сочинений. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии. М., 1982.

Собрание сочинений. Т. 2. Проблемы общей психологии. М., 1982.

Собрание сочинений. Т. 3. Проблемы развития психики. М., 1983.

Собрание сочинений. Т. 4. Детская психология. М., 1984.

Собрание сочинений. Т. 5. Основы дефектологии. М., 1983.

Собрание сочинений. Т. 6. Научное наследство. М., 1984.

Литература


Брушлинский А. В. Культурно-историческая теория мышления. М., 1968.

◦ Научное творчество Выготского и современная психология. М., 1981.

Тулмин С. Моцарт в психологии // Вопросы философии. 1981. № 10.

Леонтьев А. Н. О творческом пути Л. С. Выготского // Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 1. М., 1982. С. 9—41.

Пузырей А. А. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского и современная психология. М., 1986.

Леонтьев А. А. Л. С. Выготский. М., 1990.

Эткинд А. М. Ещё о Л. С. Выготском: Забытые тексты и ненайденные контексты // Вопросы психологии. 1993. № 4.

Ярошевский М. Г. Л. Выготский: в поисках новой психологии. СПб., 1993.

Выгодская Г. Л., Лифанова Т. М. Лев Семёнович Выготский. Жизнь. Деятельность. Штрихи к портрету. М., 1996.

Мещеряков Б. Г. Логико-семантический анализ концепции Л. С. Выготского. Самара, 1998.

Ссылки


Библиография трудов Л. С. Выготского в Википедии