ВЫГОТСКИЙ Лев Семёнович
5(17) ноября 1896, г. Орша Витебской губ. — 11 июня 1934, Москва
Советский психолог, основоположник культурно-исторической школы в психологии
Родился в семье купца Семёна (Симхи) Яковлевича Выгодского (в 1917 и 1924 сменил отчество и фамилию). Вскоре после рождения сына семья переехала в Могилёв. Окончил частную еврейскую могилёвскую гимназию, в 1913 поступил на медицинский факультет Московского университета, однако вскоре перевёлся на юридический, где учился в 1913—1917. Одновременно с 1914 посещал занятия на историко-филологическом факультете Народного университета А. Л. Шанявского, занимаясь в семинаре Г. Г. Шпета.
В 1917—1918 жил в Самаре и Киеве, затем в Гомеле. С 1919 преподавал литературу в гомельской трудовой школе и профтехшколах, этику и теорию искусства в народной консерватории, на учительских курсах. В 1919—1921 — заведующий театральным подотделом Гомельского отдела народного образования, затем — художественным отделом Губполитпросвета. С 1922 вёл логику и курсы по психологии в Гомельском педагогическом техникуме, с 1923 заведовал психологическим кабинетом. В январе 1924 — делегат Второго Всероссийского съезда по психоневрологии в Петрограде, выступал с докладами по материалам работы психологического кабинета.
С 1924 работал в научно-исследовательских учреждениях Москвы: в Институте экспериментальной психологии (совместно с П. П. Блонским и А. Р. Лурия), в отделе социально-правовой охраны несовершеннолетних Главсоцвоса Наркомпроса РСФСР, преподавал в Московском институте педологии и дефектологии, Академии Коммунистического воспитания, на Высших научно-педагогических курсах. С 1925 вёл практикумы и читал курсы по психологии I и II МГУ, педагогическом отделении Консерватории, участвовал в многочисленных конференциях.
В 1926—1934 — руководитель лаборатории по психологии аномального детства при Медико-педагогической станции, с 1929 — один из основателей, с 1930 научный руководитель Экспериментального дефектологического института Наркомпроса. С 1925 член методической комиссии по психологии Государственного учёного совета (ГУС), с 1929 член президиума ГУСа; принимал участие в работе по вопросам улучшения педагогической работы в школах и вузах.
Работал в системе здравоохранения: в 1929—1931 ассистент, затем заведующий лабораторией Клиники нервных болезней I МГУ, с 1931 заместитель директора по научной части Института охраны здоровья детей и подростков.
Один из создателей отделения психологии Харьковской психоневрологической академии. С 1931 заведующий кафедрой генетической психологии Государственного института подготовки кадров Наркомздрава УССР. Выступал на конференциях и с курсами лекций во многих учебных заведениях и исследовательских организациях Москвы, Ленинграда, Харькова, Ташкента.
С середины 1920-х работал над марксистской теорией психологии. Внёс большой вклад во многие отрасли психологической науки. Изучал вопросы воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. Создал новое направление в дефектологии, показав возможность компенсации умственного и сенсорного дефекта не за счёт тренировки элементарных, непосредственно поражённых функций, а за счёт развития высших психических функций. Также создал новое учение о локализации психических функций в коре головного мозга, положившее начало современной нейропсихологии.
Исследовал проблемы связи аффекта и интеллекта, проблемы истории развития поведения и сознания. Предложил вариант периодизации развития ребёнка на основе чередования «стабильных» и «критических» возрастов. Показал социальную основу многих высших психических функций, в том числе процесса обучения.
Разработал собственную культурно-историческую теорию развития поведения и психики человека, в которой, опираясь на марксистское понимание социально-исторической природы деятельности и сознания человека, рассмотрел процесс онтогенетического развития психики.
В 1930—50-х гг. в связи с критикой педологии в СССР многие идеи Выготского были исключены из научного аппарата советской психологии.
Создал большую научную школу. Среди учеников: Л. И. Божович, В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин.
Теории Выготского оказали влияние на мировую психологическую науку, в том числе труды Д. Брунера, Ж. Пиаже, С. Тулмина.
Основные труды
• Вопросы воспитания слепых, глухих и умственно отсталых детей. М., 1924.
• Педагогическая психология. М., 1926.
• Исторический смысл психологического кризиса. М., 1927.
• История развития высших психических функций. М., 1927.
• Проблема культурного развития ребёнка. М., 1928.
• Орудие и знак в развитии ребёнка. М., 1930.
• Этюды по истории поведения. М., 1930.
• Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1930.
• Педология подростка. Т. 1—3. М., 1929—1931.
• Проблема развития и рассада высших психических функций. М., 1934.
• Мышление и речь. М., 1934.
• Психология искусства. М., 1965.
• Собрание сочинений. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии. М., 1982.
• Собрание сочинений. Т. 2. Проблемы общей психологии. М., 1982.
• Собрание сочинений. Т. 3. Проблемы развития психики. М., 1983.
• Собрание сочинений. Т. 4. Детская психология. М., 1984.
• Собрание сочинений. Т. 5. Основы дефектологии. М., 1983.
• Собрание сочинений. Т. 6. Научное наследство. М., 1984.
Литература
◦ Брушлинский А. В. Культурно-историческая теория мышления. М., 1968.
◦ Научное творчество Выготского и современная психология. М., 1981.
◦ Тулмин С. Моцарт в психологии // Вопросы философии. 1981. № 10.
◦ Пузырей А. А. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского и современная психология. М., 1986.
◦ Леонтьев А. А. Л. С. Выготский. М., 1990.
◦ Эткинд А. М. Ещё о Л. С. Выготском: Забытые тексты и ненайденные контексты // Вопросы психологии. 1993. № 4.
◦ Ярошевский М. Г. Л. Выготский: в поисках новой психологии. СПб., 1993.
◦ Выгодская Г. Л., Лифанова Т. М. Лев Семёнович Выготский. Жизнь. Деятельность. Штрихи к портрету. М., 1996.
◦ Мещеряков Б. Г. Логико-семантический анализ концепции Л. С. Выготского. Самара, 1998.