ВОДОВОЗОВ Василий Иванович
27 сентября (9 октября) 1825, Санкт-Петербург — 7 (29) мая 1886, Санкт-Петербург
Российский педагог, переводчик, детский писатель, автор учебников и учебных пособий по русскому языку и литературе
Родился в семье Ивана Васильевича Водовозова, петербургского купца первой гильдии. После разорения и смерти отца в 1828 был записан в мещанское сословие. Ввиду крайней бедности семейства был взят на пенсион Петербургским биржевым комитетом и принят в Коммерческое училище, где учился в 1835—1842. В 1843 поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета; успешно сдав экзамен по греческому языку, который освоил самостоятельно, перевёлся на филологическое отделение философского факультета (учился здесь в 1843—1847). Впоследствии владел 10 иностранными языками, занимался переводами античных и современных европейских авторов, писал литературоведческие работы.
После окончания университета преподавал русский язык и словесность в варшавской, затем 1-й Санкт-Петербургской гимназии (1851—1866); в 1866 в связи с критикой со стороны администрации учебного округа отстранён от преподавания. Со 2-й половины 1850-х гг. печатал переводы и заметки о системе образования в европейских странах в «Библиотеке для чтения» и «Журнале Министерства народного просвещения». В 1857, 1859, 1873 и 1875 совершил ряд поездок по европейским странам, изучал учебные заведения, педагогическую литературу и музеи Германии, Франции, Италии, Швейцарии, Великобритании. С 1860 по приглашению К. Д. Ушинского преподавал русскую словесность в Смольном институте, в 1862 в знак протеста против увольнения Ушинского покинул Смольный. В 1857 стал членом возглавляемой И. И. Срезневским комиссии при Учёном комитете Главного правления училищ для изучения учебных руководств и пособий по русской словесности. В это же время — один из составителей «Свода замечаний на проект устава общеобразовательных учебных заведений по устройству гимназий и прогимназий». С 1859 участвовал в педагогических собраниях при 2-й Санкт-Петербургской гимназии, где выступал с рефератами по вопросам классического и реального гимназического образования.
В 1861—1862 руководил женской воскресной школой при 1-й Санкт-Петербургской гимназии. После постановления о закрытии воскресных школ занимался вопросами народного образования, давал уроки французского и немецкого языков в Константиновском училище. Уволившись из гимназии и училища, занимался частными уроками и литературно-педагогической деятельностью, обобщая опыт преподавания русской словесности, чтением публичных лекций. Руководил летними учительскими курсами; впоследствии отстранён от руководства курсами за «неблагонадежность». С 1869 — постоянный участник собраний Санкт-Петербургского педагогического общества. Последние годы жизни занимался литературной деятельностью.
Успех школьной реформы связывал с демократизацией системы народного образования. Выступил против административного характера создаваемых училищных советов, настаивал на широком представительстве в них учительства, реальном расширении прав советов. Считал необходимым создание гибкой образовательной структуры, исключающей чрезмерную централизацию и однообразие. Её важнейшим звеном должна была стать ориентированная на местные потребности общества школа, в которой предполагалось расширенное изучение естественнонаучных и практических дисциплин. Особое значение придавал сельской школе, связывая с ней надежды на экономическое и социальное возрождение русской деревни. В русле общей просветительской политики предполагал развитие различных форм внешкольного образования.
Критиковал систему народного образования, исказившей, по его мнению, идею общегуманного развития личности. Реформу обучения связывал с освоением «реального» или «практического» метода, опиравшегося на научные методы познания: свободное исследование, строгую последовательность в рассмотрении материала, индуктивные приёмы анализа. Содержание метода конкретизировалось в школьной практике в зависимости от внутренней логики предмета; он был направлен на воспитание инициативы и творческой самостоятельности, предполагал принципиальное изменение характера воспитательных отношений, отказ от традиций авторитаризма, развитие у ребёнка активности, самостоятельности чувства ответственности, что способствовало бы взаимной поддержке и содействию в детском коллективе.
Предложил проект создания 8-летней общеобразовательной общедоступной гимназии, в которой на «реальный» метод опиралось бы обучение не только естественнонаучным дисциплинам (круг которых был значительно расширен), но и гуманитарным. Составил программу преподавания русской словесности, предусматривавшую переход от формирования представлений о частях речи в процессе наглядного обучения к систематическому усвоению грамматики, обогащённой сопоставлением с древнерусскими формами и современными европейскими языками. Критиковал классицизм в гимназическом образовании, предлагая заменить древние языки современными западноевропейскими. Основой литературного образования считал тщательный разбор идейно-художественных особенностей произведения, его социальной и историко-культурной обусловленности. Методику литературного анализа выстраивал на системе вопросов, охватывавших различные стороны текста и стимулировавших исследовательский интерес учащихся.
Основные труды
• Заметки о современном образовании в Германии // Журнал М-ва нар. просвещения. 1856. № 5, 7.
• О преподавании русского языка и словесности в высших классах гимназии // Журнал М-ва нар. просвещения. 1856. № 11.
• Детские сады в Германии // Журнал М-ва нар. просвещения. 1857. № 10.
• Древние языки в гимназии // Журнал М-ва нар. просвещения. 1861. № 8.
• Русская народная педагогика // Отечественные записки. 1861. № 9.
• Новая русская литература. СПб., 1866.
• Практическая славянская грамматика. СПб., 1868.
• Детские рассказы и стихотворения для детей от 8 до 12 лет. СПб., 1871.
• Книга для первоначального чтения в народных школах. Ч. 1. СПб., 1871.
• Древняя русская литература. СПб., 1872.
• Русская азбука для детей. СПб., 1873.
• Новый план устройства народной школы // Вестник Европы. 1883. № 8.
• Переводы в стихах и оригинальные стихотворения В. И. Водовозова. СПб., 1888.
• Избранные педагогические сочинения. М., 1958.
Литература
◦ Семевский В. И. Василий Иванович Водовозов. СПб., 1888.
◦ Гречишникова А. Д. В. И. Водовозов (1825—1886) // Советская педагогика. 1939. № 2.
◦ Роткович Я. А. Выдающийся русский методист-демократ // Советская педагогика. 1950. № 5.
◦ Аранский В. С. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды В. И. Водовозова. М., 1953.
◦ Привалова Л. Д. Проблема наглядного обучения в педагогическом наследстве В. И. Водовозова и Н. Ф. Бунакова. Дис. ... канд. пед. наук. М., 1964. (Автореферат).
◦ Аранский В. С. В. И. Водовозов (1825—1886) // Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX века. М., 1976.
◦ Педагогические деятели дореволюционного Петербурга. СПб., 2008.