Авторы · Издания · Разделы · Ссылки · О библиотеке · Обратная связь

ВЕССЕЛЬ Николай Христианович

22 января (3 февраля) 1837, Санкт-Петербург — 3 (16) июня 1906, Санкт-Петербург

Российский педагог, публицист, деятель образования, собиратель народных песен

    

Учился в 3-й Петербургской гимназии. Окончил отделение восточных языков филологического факультета Петербургского университета (1855). В 1856—1859 наставник детей князя А. М. Горчакова. Составил ряд проектов в области народного просвещения. С начала 1860-х гг. печатал в периодических изданиях статьи, посвященные необходимости реформирования образовательной системы России. В 1861—1864 совместно с И. И. Паульсоном редактор журнала «Учитель», в 1864—1882 — редактор и один из ведущих авторов «Педагогического сборника». Член педагогического комитета военного министерства (с 1864), Учёного комитета Министерства народного просвещения (1867—1874). После прихода Д. А. Толстого на должность министра народного просвещения консультировал его по вопросам организации гимназического образования, в  1867—1870 читал ему курс лекций по истории системы народного просвещения в России и европейских странах. В 1869 командирован за границу для ознакомления с опытом западноевропейских учебных заведений. После отклонения предложенной Толстым реформы начальных и средних учебных заведений вынужден подать в отставку (1871). В 1882 после ухода Толстого с поста министра вновь включен в число членов Учёного комитета МНП. В 1879 назначен членом Совета министра народного просвещения и членом Педагогического совета Главного управления военно-учебных заведений. Один из основателей и секретарь Петербургского педагогического общества (1869).

Критиковал систему народного образования, указывая на бесперспективность лежавшего в её основе сословного принципа, несогласованность административного устройства, низкие результаты обучения. В своих работах, посвящённых обзору образовательных систем и методик Западной Европы, предлагал использовать их лучшие образцы в практике российской образовательной системы.

Автор проектов демократической реформы народного образования, которые не были реализованы. В основу системы народного образования предлагал положить обязательное общее образование в сочетании с профессиональным, в том числе педагогического института и женских педагогических курсов. Школьная система, по Веселю, должна включать народную 8-летнюю школу и 4-летнюю среднюю школу. Полагал, что программы заведений общего и профессионального образования должны быть сопряжены между собой, что давало бы возможность перехода из общеобразовательного учебного заведения в профессиональное. Был сторонником всеобщего обязательного начального обучения «на христианских и народных началах».

До середины 1860-х гг. выступал за изменение содержания среднего образования в пользу реализма, однако затем пересмотрел свои взгляды. Признавая архаизм программ классических гимназий, выступал за их сохранение при условии реформирования системы преподавания. Разработал программу усовершенствования гимназий («Учебный курс гимназий». СПб., 1866), предложив шире применять в гимназиях развивающие элементы обучения, создать подготовительные классы, ликвидировать перегрузку учащихся, повысить квалификацию подготовки учителей и др.

Автор ряда работ по теории и практике педагогики, по истории образовательной системы в России, а также публицистических статей на экономические темы. Известен как собиратель фольклора; подготовил 3 сборника песен, в том числе вместе с Е. К. Альбрехтом составил сборник «Гусельки» (1879), «Школьные песни» (1879), «Сборник солдатских и других песен» (1888) и др., к которым написал предисловия.

Основные труды


• Руководство к преподаванию общеобразовательных предметов... Т. 1—2, СПб., 1873—1874.

• Исторический очерк общеобразовательных училищ. СПб., 1873.

• Профессиональная школа и обучение ремеслам. СПб., 1881.

• Наша средняя общеобразовательная школа. СПб., 1903.

Очерки об общем образовании и системе народного образования в России. М., 1959.

Литература


Струминский В. Я. Н. X. Вессель как историк и теоретик «общественного училищеведения» //  Вессель Н. X. Очерки об общем образовании и системе народного образования в России, М., 1959. С. 5—44.

Щетинина Н. П. Технологические основы духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи в педагогическом наследии Н. Х. Весселя // Философско-педагогические и религиозные основания образования в России: история и современность. Рязань, 2009. С. 165—168.