Авторы · Издания · Разделы · Ссылки · О библиотеке · Обратная связь

ВЕНТЦЕЛЬ Константин Николаевич

24 ноября (6 декабря) 1857, Санкт-Петербург — 10 марта 1947, Москва

Российский и советский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания

 

Родился в семье Николая Адольфовича Вентцеля, столоначальника канцелярии Петербургского генерал-губернаторства. Из-за служебных обязанностей отца семья часто переезжала. В 1866 поступил в петербургскую прогимназию, однако в 1872 отца перевели в Варшаву, где Вентцель поступил в 4 класс гимназии. В 1875 окончил реальное училище в Вильно. Учился в петербургском Технологическом институте (1875—1876), Институте инженеров путей сообщения (1877—1878), был вольнослушателем на юридическом факультете Петербургского университета (1876—1877). Увлекался народническими идеями П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского, с 1881 участник народнического движения. В 1885 по политическим мотивам арестован, затем выслан под гласный надзор в Воронежскую и Владимирскую губернии (1887—1891).

В 1891—1919 жил в Москве, работал в статистическом отделении Московской городской управы (до 1912), откуда вынужден был уволиться по требованию городского головы Н. И. Гучкова. Со второй половины 1890-х увлекался вопросами педагогики, стал видным представителем теории свободного воспитания; тогда же опубликовал первые статьи по педагогике. Принимал участие в работе Педагогического общества при Московском университете; в 1902—1905 — член комиссий по нравственному воспитанию и вопросам организации семейных школ при Отделении по вопросам семейного воспитания. Отстаивал неприкосновенность личности учеников, защиту от нравственного и физического насилия, право обучения на дому. В это же время работал над проблемами теории свободного воспитания.

В 1903—1906 пытался организовать детские сообщества в духе свободного семейного детского сада, в 1905 создал «Союз самообразования». Опубликовал ряд статей с критикой «старой» школы, в которой господствует догматизм и отсутствуют условия для развития творческой личности; акцентировал внимание на необходимости формирования у детей активного отношения к жизни, добровольной и сознательной потребности образования. В октябре 1906 вместе с коллегами и единомышленниками создал в Москве «Дом свободного ребёнка» — школу экспериментального типа для детей от 5 до 10 лет, построенную на принципах свободного воспитания (существовала до 1909).

В 1907 избран почётным председателем «Кружка совместного воспитания и образования», в работе которого принимали участие П. П. Блонский, М. М. Рубинштейн, Н. В. Чехов. Итоги развития педагогических идей изложил в двухтомнике «Этика и педагогика творческой личности». В 1917 написал одну из первых в мире «Декларацию прав ребёнка».

С 1917 выступал против всех форм милитаризации и подавления личности. В 1919 переехал в Воронеж, где создал Институт народного образования (позднее преобразованный в факультет Воронежского университета). Преподавал в педагогическом техникуме и университете, на учительских курсах, работал в губернском отделе народного образования, разрабатывал принципы построения единой трудовой школы РСФСР. В 1922 после выступления с докладом «Революция и нравственность» педагогическая концепция Вентцеля была подвергнута резкой критике и объявлена вредной и реакционной утопией, содействующей контрреволюции и буржуазии; с начала 1930-х публикация работ Вентцеля была запрещена.

В последние годы жил в Москве, развивал гуманистические традиций отечественной философии, занимался созданием религии творческой личности, основанной на культе ребёнка и понимаемой им как творческое и сознательное устремление духовно освобождённого человека к высшим нравственным идеалам. Под влиянием идей В. И. Вернадского разрабатывал новое направление в воспитании — космическую педагогику, высшей целью которой называл полное освобождение и раскрепощение личности, обладающей собственной нравственной религией и осознающей себя Гражданином Вселенной. В 1936 направил предложения к проекту новой Конституции СССР, в которых критиковал советское школьное образование и социально-политическую систему.

Педагогическая концепция Вентцеля основана на идеях педоцентризма. В «Декларации прав ребёнка» провозгласил для детей равные со взрослыми свободы и права, в том числе на развитие своих способностей и дарований, воспитание и образование, свободное выражение мыслей, создание детских организаций и объединений, право выбирать себе воспитателей, уходить от родителей в случае дурного обращения, не посещать школу в принудительном порядке. Наказания предлагал заменять мерами просветительского характера.

Обосновал принцип автономии школы от государства, позволяющий организовать независимое, самоуправляющееся, доступное и бесплатное учебно-воспитательное учреждение, которое будет находиться в ведении общин или свободных союзов граждан. Ставя общечеловеческие ценности выше классовых, считал, что школа не должна служить орудием решения политических задач. Критиковал элементы милитаризма в дореволюционном и советском школьном воспитании.

Основные труды


Основные задачи нравственного воспитания. М., 1896.

Борьба за свободную школу. М., 1906.

• Как создать свободную школу (Дом свободного ребенка). М., 1906. (3-е издание: М., 1923.)

• Цепи невидимого рабства. М., 1906.

• Новые пути воспитания и образования детей. М., 1910. (2-е издание: М., 1923.)

Этика и педагогика творческой личности. Т. 1. М., 1911.

Этика и педагогика творческой личности. Т. 2. М., 1912.

• Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. М., 1915. (4-е издание: М., 1923.)

• Как бороться с милитаризмом. М., 1917.

Отделение школы о государства и Декларация прав ребёнка. М., 1918.

• К вопросу о детском самоуправлении. Воронеж, 1921.

Литература


Королёв Ф. Ф. К. Н. Вентцель — виднейший представитель теории свободного воспитания (1857—1947) // Советская педагогика. 1964. № 6.

Толмачева Т. П. Педагогические взгляды К. Н. Вентцеля. Дис. … канд. пед. наук. М., 1992. (Автореферат).

Богуславский М. В., Корнетов Г. Б. Космическая педагогика Константина Вентцеля // Свободное образование. Вып. 2. М., 1993.

Стеклов М. Е. Четыре портрета: С. А. Рачинский, В. П. Вахтеров, Х. Д. Алчевская, К. Н. Вентцель. М.; Смоленск, 1995.

Дружников Ю. М. Явная и тайная жизнь Константина Вентцеля // Вопросы философии. 1996. № 5.

Богуславский М. В., Корнетов Г. Б. Пророк свободного воспитания // Вентцель. Антология гуманитарной педагогики. М., 1999.

◦ Стеклов М. Е. Эволюция педагогических взглядов К. Н. Вентцеля. Смоленск, 1999.

Чмырёва Е. В. Теория свободного воспитания К. Н. Вентцеля и модернизация современной школы России. Пятигорск, 2001.

Богуславский М. В., Корнетов Г. Б. Жизнь и педагогические идеи К. Н. Вентцеля // Вестник университета Российской академии образования. 2003. № 2.

Стеклов М. Е. Л. Н. Толстой и К. Н. Вентцель: два взгляда на свободное воспитание // Педагогика. 2003. № 3.

Архивы


≡ Научный архив РАО. Личный фонд К. Н. Венцеля, ф. 23, 82 ед. хр., 1878—1938 гг.