ВАХТЕРОВ Василий Порфирьевич
13(25) января 1853, Арзамас — 3 апреля 1925, Москва
Русский педагог, учёный, деятель народного образования, методист начальной школы, создатель «эволюционной педагогики»
Родился в семье Порфирия Михайловича Вахтерова (Пестровского), сторожа Арзамасского духовного правления (отсюда фамилия). Начальное образование получил в семье. Учился в Арзамасском духовном училище (1861—1866), увлёкся русской литературой, проявил способности к арифметике и греческому языку.
В 1867 поступил в Нижегородскую семинарию, где у него возник интерес к общественным наукам, педагогике, психологии и астрономии. Тогда же под влиянием работ К. Д. Ушинского, Н. И. Пирогова и Н. Г. Чернышевского разочаровался в религии, восприняв народнические идеи. Не окончив семинарского курса, в 1871 сдал экзамены на звание учителя, в 1871—1874 работал в начальных школах уездных городов Нижегородской губернии Василь-Сурске и Ардатове, где по его инициативе открылась первая женская школа.
После окончания курсов Московского учительского института работал в системе народного образования Смоленской губернии (1875—1890). Был учителем-инспектором, председателем педагогического совета прогимназии, членом училищного совета Духовщинского народного училища, затем инспектором народных училищ четырёх уездов Смоленской губернии (1881—90).
Изучал вопросы организации учебного процесса, преподавания в начальных школах, устройства библиотек. Добивался расширения деятельности земств в системе начального образования, увеличения его финансирования, проводил исследования проблем всеобщего обучения. Занимался популяризацией научных знаний, разработкой общественно-педагогических проблем, (в том числе вопроса о всеобщем обязательном начальном образовании), публицистической деятельностью. Требовал согласования программы народных школ с программой низших классов гимназий в целях преемственности между начальной и средней школой.
В 1890—1896 — инспектор народных училищ Москвы. Принимал активное участие в деятельности Московского комитета грамотности, развернул пропаганду всеобщего обязательного начального обучения, расширения школьной программы, участвовал в организации школ и внешкольных учреждений для рабочих (Музей наглядных пособий), кампаний помощи голодающим. Являлся членом комиссии по народному образованию Московского губернского земства (1894—1900), выступал организатором библиотек, поощрял открытие воскресных школ. Из-за критики программ Министерства народного просвещения был вынужден уйти в отставку.
В 1897—1902 читал лекции на летних педагогических курсах, с 1897 по 1903 вёл педагогическую работу в школе при Морозовской мануфактуре в Твери. Один из организаторов и участник 1-го Всероссийского учительского съезда общества взаимопомощи учащим (1902).
После 1904 вернулся в Москву, возобновил общественную и литературную деятельность. В 1905—1906 участвовал в организации Всероссийского учительского союза, выступал с пропагандой всеобщего начального образования, доказывая финансовую осуществимость этого проекта. Активно участвовал в деятельности Лиги образования, с января по июнь 1907 являлся одним из редакторов органа московского отделения Лиги — журнала «Просвещение».
В 1913—1914 принимал участие в работах Всероссийского съезда по народному образованию, в 1916—1917 — в организации и работе Первого Всероссийского съезда преподавателей русского языка, в возрождении Всероссийского учительского союза, работе Государственного комитета по народному образованию, Комиссии помощи учителям-беженцам, Московском комитете Всероссийского Педагогического общества.
После 1917 преподавал на красноармейских курсах по ликвидации неграмотности, курсах по подготовке учителей для школ II ступени, читал лекции на педагогическом факультете 2-го МГУ.
Опираясь на эволюционную теорию Ч. Дарвина и общепедагогические идеи К. Д. Ушинского, разрабатывал самостоятельную педагогическую концепцию, получившую название эволюционной («новой», «научной») педагогики, основанную на трактовке обучения и воспитания как поступательного движения. Считал, что образование во всех его видах и формах является одним из важнейших факторов общественного прогресса, а ребёнку от природы присуще стремление к познанию и общественному идеалу. Идею о развитии личности сочетал со стремлением к компромиссу между общественными и личными интересами.
Являлся противником применения телесных наказаний, подавления личности детей и строгого контроля за домашней жизнью учеников, отдавал приоритет воздействию путём убеждения и морального авторитета учителя. Выдвигал принципы децентрализации управления образованием, подчинения школ органам местного самоуправления, принцип автономии школы, отстаивал идею бессословной школы, всеобщего обязательного начального образования.
В методике преподавания русского языка отстаивал звуковой аналитико-синтетический метод.
Основные труды
• Заметки о народной школе // Журн. М-ва нар. просвещения. 1891. Август. Отд. IV.
• Условия распространения грамотности в народе. М., 1895.
• Внешкольное образование народа. М., 1896.
• Русский букварь, для обучения письму и чтению. М., 1897.
• Всеобщее обучение. М., 1897.
• Мир в рассказах для детей: Книга для классного чтения в начальных училищах. Ч. 1—4. М., 1900—1905.
• Нравственное воспитание и начальная школа. М., 1901.
• Новая школа // Народный учитель. 1906. № 13.
• Об осуществлении всеобщего обучения // Народный учитель. 1906. № 12.
• Спорные вопросы образования. М., 1907.
• Основы новой педагогики. М., 1913.
• Всенародное школьное и внешкольное образование. М., 1917.
• Национальное воспитание // Учитель. 1918. № 9—10.
• Предметный метод обучения. 5-е изд. М., 1918.
• Избранные педагогические сочинения. М., 1987.
• О новой педагогике: пед. статьи, тесты для детей. М., 2009.
Литература
◦ Джанполадян В. С. В. П. Вахтеров — видный деятель дореволюционной начальной школы. М., 1954.
◦ Вахтерова Э. О. В. П. Вахтеров, его жизнь и работа. М., 1961.
◦ Егоров С. Ф. В. П. Вахтеров и педагогика России начала XX века // Советская педагогика. 1983. № 12.
◦ Егоров С. Ф. Педагогические взгляды и деятельность В. П. Вахтерова // Вахтеров В. П. Избранные педагогические сочинения. М., 1987.
◦ Стеклов М. Е. Четыре портрета: С. А. Рачинский, В. П. Вахтеров, Х. Д. Алчевская, К. Н. Вентцель. М., Смоленск, 1995.
◦ Бабаян А. В. Концепция нравственного воспитания В. П. Вахтерова (1853—1924). Пятигорск, 2001.
◦ Симакова Ю. И. Гуманистические идеи в педагогике В. П. Вахтерова // Начальная школа. 2002. № 9.
◦ Горностаев П. В. Развивающая педагогика В. П. Вахтерова // Педагогика. 2003. № 4.
◦ Бутунина Л. В. Педагогическая концепция В. П. Вахтерова. Дис. канд. пед. наук. Смоленск, 2006.
◦ Пучкова Г. А. В. П. Вахтеров. В поисках призвания: биография и литературно-публицистическая деятельность педагога-просветителя. Арзамас, 2008.
◦ Похилько Л. В. В. П. Вахтеров о народности в общественном воспитании // Страницы истории педагогики. Вып. 32. Пятигорск, 2011.
Архивные материалы
≡ Научный архив РАО. Личный фонд В. П. Вахтерова, ф. 7, 63 ед. хр., 1870—1950.
≡ Отдел рукописей РГБ. Фонд В. П. и Э. О. Вахтеровых, ф. 46, 589 ед. хр., 1890—1918.