УШИНСКИЙ Константин Дмитриевич
19 февраля (2 марта) 1824, Тула — 22 декабря 1870 (3 января 1871), Одесса
Российский педагог и общественный деятель, основоположник научной педагогики в России
Сын отставного офицера Дмитрия Григорьевича Ушинского. Получил домашнее начальное образование. Из-за служебной деятельности отца семья часто переезжала. Учился в Новгород-Северской гимназии (1833—1840), затем на юридическом факультете Московского университета (1840—1844). Под влиянием лекций П. Г. Редкина заинтересовался педагогикой.
В 1846—1849 профессор «камеральных наук» кафедры законоведения, государственного права и науки финансов Демидовского лицея в Ярославле. С 1846 редактор, с 1848 один из авторов неофициальной части «Ярославских губернских ведомостей», в которых публиковал статьи по различным вопросам общественной жизни, историко-географические очерки. После изменения политики администрации учебного округа в отношении лицея (приглашение университетских преподавателей) и конфликта с руководством лицея из-за обвинений в неблагонадёжности был вынужден подать в отставку, переехал в Санкт-Петербург.
В 1850—1854 служил помощником столоначальника в канцелярии Департамента духовных дел иностранных (неправославных) исповеданий МВД. В это же время сотрудничал в журналах «Современник» (1852—1854), где курировал раздел «Иностранное обозрение», «Библиотеке для чтения» (1854—1855) и «Вестнике Русского географического общества» (1852—1854), писал литературно-критические, историко-географические статьи, рецензии, составлял хроники и обозрения. С 1854 преподавал русскую словесность, географию и юридические предметы в Гатчинском сиротском институте; в 1855—1858 инспектор классов (заведующий учебной частью), в 1857 временно исполнял обязанности директора. В 1859—1862 инспектор классов Смольного института (Воспитательного общества благородных девиц и Александровского училища), редактировал «Журнал Министерства народного просвещения» (1860—1861). Около 1859 написал четыре «Письма о воспитании наследника российского престола», адресованные императрице Марии Александровне, или лицу, близкому к ней, где обрисовал программу воспитания наследника Николая Александровича. По политическим мотивам был уволен с должности редактора, а затем и из Смольного института.
В 1862—1864 и 1864—1870 в заграничной командировке, главным образом в Швейцарии, также Германии, Франции, Бельгии, Великобритании, где занимался изучением проблем организации школ и женского образования, социально-философских и психологических методов обучения и воспитания; фактически оставил государственную службу. В 1861—1864 издал книги для первоначального чтения «Детский мир» и «Родное слово» — первые массовые общедоступные книги для чтения первых классов средних учебных заведений. В последние годы жизни занимался общественной деятельностью, работал над изданием главного труда — незавершённого трёхтомника «Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии».
Являлся сторонником демократизации образования и идеи народности в воспитании. Работая в Гатчинском и особенно в Смольном институтах, реформировал систему воспитания; стремясь смягчить режим жизни воспитанников, искоренить доносительство, отменил разделение программ для учеников дворянского и недворянского происхождения, ввёл практику преподавания учебных предметов на русском языке, совещания и конференции педагогов, создал подготовительный и педагогический классы для подготовки учащихся к работе в качестве воспитательниц, привлекал известных педагогов к преподавательской деятельности. В Демидовском лицее выступал за создание современной системы преподавания камеральных дисциплин, соответствующей российским реалиям. Во время работы в «Журнале министерства народного просвещения» пытался превратить его в специальное издание, занимающееся разработкой вопросов педагогики и народного образования.
Просвещение народа считал одним из обязательных факторов на пути к торжеству гуманистических идеалов. Впервые в истории русской педагогической мысли связывал общественную мораль с научными психологическими фактами. Был сторонником женской эмансипации и развития женского образования. Рассматривал школу как важнейший субъект системы воспитания. Будучи сторонником единства обучения и воспитания, признавал важность моральных личностных качеств воспитателя, создания целостной системы нравственного воспитания личности. Считал важным всестороннее изучение личных качеств человека, общественной среды, культуры и «духа времени», использование новейших достижений наук о человеке. Целью воспитания называл формирование активной и творческой личности, что предполагает и подготовку к труду, умственному и физическому, как высшей форме человеческой деятельности. Различные формы труда учащихся в школе рассматривал в качестве важнейшего фактора воспитания и обучения. Внедрил в школьное образование новый аналитико-синтетический звуковой метод обучения грамоте на конкретных примерах, сочетавший изучение явлений природы и усвоение родного языка, применяемый до сих пор.
Основные издания трудов
◦ Собрание педагогических сочинений Константина Дмитриевича Ушинского. Т. 1—2. СПб., 1875—1908.
◦ Собрание сочинений. Т. 1: Ранние работы и статьи, 1846—1856 гг. М.-Л., 1948.
◦ Собрание сочинений. Т. 2: Педагогические статьи, 1857—1861 гг. М.-Л., 1948.
◦ Собрание сочинений. Т. 3: Педагогические статьи, 1862—1870 гг. М.-Л., 1948.
◦ Собрание сочинений. Т. 4: Детский мир и хрестоматия. М.-Л., 1948.
◦ Собрание сочинений. Т. 5: Методические статьи и материалы к «Детскому миру». М.-Л., 1949.
◦ Собрание сочинений. Т. 10: Материалы к третьему тому «Педагогической антропологии». М.-Л., 1950.
◦ Собрание сочинений. Т. 11: Материалы биографические и библиографические. М.-Л., 1952.
◦ Избранные педагогические сочинения. Т. 1—2. М., 1935—1939.
◦ Избранные педагогические сочинения. Вып. 1—4. М., 1946.
◦ Избранные педагогические сочинения. Т. 1—2. М., 1953—1954.
◦ Архив К. Д. Ушинского. Т. 1. М., 1959.
◦ Архив К. Д. Ушинского. Т. 2. М., 1960.
◦ Архив К. Д. Ушинского. Т. 3. М., 1961.
◦ Архив К. Д. Ушинского. Т. 4. М., 1962.
◦ Избранные педагогические произведения. М., 1968.
◦ Избранные педагогические сочинения. Т. 1—2. М., 1974.
◦ Избранные труды. В 4 кн. М., 2005.
Литература
◦ Маккавейский Н. К. Д. Ушинский и его педагогические идеи. К., 1896.
◦ Памяти Константина Дмитриевича Ушинского. Сб. статей. СПб., 1896.
◦ Грунский Н. К. Жизнь, деятельность и взгляды К. Д. Ушинского. Юрьев, 1912.
◦ Медынский Е. Н. Великий русский педагог К. Д. Ушинский. М., 1945.
◦ Памяти К. Д. Ушинского. Сб. статей. М., 1946.
◦ Данилов М. А. Дидактика К. Д. Ушинского. М.-Л., 1948.
◦ Иванов А. Г. К. Д. Ушинский. 1824—1870. Ярославль, 1949.
◦ Лордкипанидзе Д. О. Педагогическое учение К. Д. Ушинского. М., 1954.
◦ Струминский В. Я. Основы и система дидактики К. Д. Ушинского. М., 1957.
◦ Струминский В. Я. Очерки жизни и педагогической деятельности К. Д. Ушинского. М., 1960.
◦ Струминский В. Я. Великий русский педагог К. Д. Ушинский. М., 1961.
◦ Иванов А. И. К. Д. Ушинский. Гимназист. Студент. Профессор. Ярославль, 1973.
◦ Бондаренко Л. И. Жизнь, педагогическая деятельность и педагогическая система К. Д. Ушинского. Л., 1973.
◦ Гончаров Н. К. Педагогическая система К. Д. Ушинского. М., 1974.
◦ Бельский В. Ю. Принцип народности в системе социально-философских взглядов К. Д. Ушинского. М., 2002.
◦ Пефтиев В. И. К. Д. Ушинский — российский энциклопедист XIX в. Ярославль, 2006.
Архивы
≡ Ин-т русской литературы (Пушкинский дом). Личный фонд К. Д. Ушинского, ф. 316, 82 ед. хр., 1847—1870 гг.
≡ Отдел рукописей РНБ. Личный фонд К. Д. Ушинского, ф. 804, 76 ед. хр., 1852—1920 гг.