Авторы · Издания · Разделы · Ссылки · О библиотеке · Обратная связь

УШИНСКИЙ Константин Дмитриевич

19 февраля (2 марта) 1824, Тула — 22 декабря 1870 (3 января 1871), Одесса

Российский педагог и общественный деятель, основоположник научной педагогики в России


Сын отставного офицера Дмитрия Григорьевича Ушинского. Получил домашнее начальное образование. Из-за служебной деятельности отца семья часто переезжала. Учился в Новгород-Северской гимназии (1833—1840), затем на юридическом факультете Московского университета (1840—1844). Под влиянием лекций П. Г. Редкина заинтересовался педагогикой.

В 1846—1849 профессор «камеральных наук» кафедры законоведения, государственного права и науки финансов Демидовского лицея в Ярославле. С 1846 редактор, с 1848 один из авторов неофициальной части «Ярославских губернских ведомостей», в которых публиковал статьи по различным вопросам общественной жизни, историко-географические очерки. После изменения политики администрации учебного округа в отношении лицея (приглашение университетских преподавателей) и конфликта с руководством лицея из-за обвинений в неблагонадёжности был вынужден подать в отставку, переехал в Санкт-Петербург.

В 1850—1854 служил помощником столоначальника в канцелярии Департамента духовных дел иностранных (неправославных) исповеданий МВД. В это же время сотрудничал в журналах «Современник» (1852—1854), где курировал раздел «Иностранное обозрение», «Библиотеке для чтения» (1854—1855) и «Вестнике Русского географического общества» (1852—1854), писал литературно-критические, историко-географические статьи, рецензии, составлял хроники и обозрения. С 1854 преподавал русскую словесность, географию и юридические предметы в Гатчинском сиротском институте; в 1855—1858 инспектор классов (заведующий учебной частью), в 1857 временно исполнял обязанности директора. В 1859—1862 инспектор классов Смольного института (Воспитательного общества благородных девиц и Александровского училища), редактировал «Журнал Министерства народного просвещения» (1860—1861). Около 1859 написал четыре «Письма о воспитании наследника российского престола», адресованные императрице Марии Александровне, или лицу, близкому к ней, где обрисовал программу воспитания наследника Николая Александровича. По политическим мотивам был уволен с должности редактора, а затем и из Смольного института.

В 1862—1864 и 1864—1870 в заграничной командировке, главным образом в Швейцарии, также Германии, Франции, Бельгии, Великобритании, где занимался изучением проблем организации школ и женского образования, социально-философских и психологических методов обучения и воспитания; фактически оставил государственную службу. В 1861—1864 издал книги для первоначального чтения «Детский мир» и «Родное слово» — первые массовые общедоступные книги для чтения первых классов средних учебных заведений. В последние годы жизни занимался общественной деятельностью, работал над изданием главного труда — незавершённого трёхтомника «Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии».

Являлся сторонником демократизации образования и идеи народности в воспитании. Работая в Гатчинском и особенно в Смольном институтах, реформировал систему воспитания; стремясь смягчить режим жизни воспитанников, искоренить доносительство, отменил разделение программ для учеников дворянского и недворянского происхождения, ввёл практику преподавания учебных предметов на русском языке, совещания и конференции педагогов, создал подготовительный и педагогический классы для подготовки учащихся к работе в качестве воспитательниц, привлекал известных педагогов к преподавательской деятельности. В Демидовском лицее выступал за создание современной системы преподавания камеральных дисциплин, соответствующей российским реалиям. Во время работы в «Журнале министерства народного просвещения» пытался превратить его в специальное издание, занимающееся разработкой вопросов педагогики и народного образования.

Просвещение народа считал одним из обязательных факторов на пути к торжеству гуманистических идеалов. Впервые в истории русской педагогической мысли связывал общественную мораль с научными психологическими фактами. Был сторонником женской эмансипации и развития женского образования. Рассматривал школу как важнейший субъект системы воспитания. Будучи сторонником единства обучения и воспитания, признавал важность моральных личностных качеств воспитателя, создания целостной системы нравственного воспитания личности. Считал важным всестороннее изучение личных качеств человека, общественной среды, культуры и «духа времени», использование новейших достижений наук о человеке. Целью воспитания называл формирование активной и творческой личности, что предполагает и подготовку к труду, умственному и физическому, как высшей форме человеческой деятельности. Различные формы труда учащихся в школе рассматривал в качестве важнейшего фактора воспитания и обучения. Внедрил в школьное образование новый аналитико-синтетический звуковой метод обучения грамоте на конкретных примерах, сочетавший изучение явлений природы и усвоение родного языка, применяемый до сих пор.

Основные издания трудов


◦ Собрание педагогических сочинений Константина Дмитриевича Ушинского. Т. 1—2. СПб., 1875—1908.

Собрание сочинений. Т. 1: Ранние работы и статьи, 1846—1856 гг. М.-Л., 1948.

Собрание сочинений. Т. 2: Педагогические статьи, 1857—1861 гг. М.-Л., 1948.

Собрание сочинений. Т. 3: Педагогические статьи, 1862—1870 гг. М.-Л., 1948.

Собрание сочинений. Т. 4: Детский мир и хрестоматия. М.-Л., 1948.

Собрание сочинений. Т. 5: Методические статьи и материалы к «Детскому миру». М.-Л., 1949.

Собрание сочинений. Т. 6: Родное слово: кн. для детей: год 1-й и 2-й. Родное слово: кн. для учащих. М.-Л., 1949.

Собрание сочинений. Т. 7: Родное слово: год 3-й. Руководство к преподаванию по «Родному слову». М.-Л., 1949.

Собрание сочинений. Т. 8: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии, т. 1. М.-Л., 1950.

Собрание сочинений. Т. 9: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии, т. 2. М.-Л., 1950.

Собрание сочинений. Т. 10: Материалы к третьему тому «Педагогической антропологии». М.-Л., 1950.

Собрание сочинений. Т. 11: Материалы биографические и библиографические. М.-Л., 1952.

◦ Избранные педагогические сочинения. Т. 1—2. М., 1935—1939.

◦ Избранные педагогические сочинения. Вып. 1—4. М., 1946.

◦ Избранные педагогические сочинения. Т. 1—2. М., 1953—1954.

Архив К. Д. Ушинского. Т. 1. М., 1959.

Архив К. Д. Ушинского. Т. 2. М., 1960.

Архив К. Д. Ушинского. Т. 3. М., 1961.

Архив К. Д. Ушинского. Т. 4. М., 1962.

◦ Избранные педагогические произведения. М., 1968.

◦ Избранные педагогические сочинения. Т. 1—2. М., 1974.

◦ Избранные труды. В 4 кн. М., 2005.

Литература


Маккавейский Н. К. Д. Ушинский и его педагогические идеи. К., 1896.

◦ Памяти Константина Дмитриевича Ушинского. Сб. статей. СПб., 1896.

Грунский Н. К. Жизнь, деятельность и взгляды К. Д. Ушинского. Юрьев, 1912.

Медынский Е. Н. Великий русский педагог К. Д. Ушинский. М., 1945.

◦ Памяти К. Д. Ушинского. Сб. статей. М., 1946.

Данилов М. А. Дидактика К. Д. Ушинского. М.-Л., 1948.

Иванов А. Г. К. Д. Ушинский. 1824—1870. Ярославль, 1949.

Лордкипанидзе Д. О. Педагогическое учение К. Д. Ушинского. М., 1954.

Струминский В. Я. Основы и система дидактики К. Д. Ушинского. М., 1957.

Струминский В. Я. Очерки жизни и педагогической деятельности К. Д. Ушинского. М., 1960.

◦ Струминский В. Я. Великий русский педагог К. Д. Ушинский. М., 1961.

 ◦ Иванов А. И. К. Д. Ушинский. Гимназист. Студент. Профессор. Ярославль, 1973.

Бондаренко Л. И. Жизнь, педагогическая деятельность и педагогическая система К. Д. Ушинского. Л., 1973.

Гончаров Н. К. Педагогическая система К. Д. Ушинского. М., 1974.

Бельский В. Ю. Принцип народности в системе социально-философских взглядов К. Д. Ушинского. М., 2002.

Пефтиев В. И. К. Д. Ушинский — российский энциклопедист XIX в. Ярославль, 2006.

Архивы


≡ Ин-т русской литературы (Пушкинский дом). Личный фонд К. Д. Ушинского, ф. 316, 82 ед. хр., 1847—1870 гг.

≡ Отдел рукописей РНБ. Личный фонд К. Д. Ушинского, ф. 804, 76 ед. хр., 1852—1920 гг.