Авторы · Издания · Разделы · Ссылки · О библиотеке · Обратная связь

СТОЮНИН Владимир Яковлевич

16 (28) декабря 1826, Санкт-Петербург — 4 (16) ноября 1888, Санкт-Петербург

Российский педагог-методист, деятель образования, публицист, историк литературы


Родился в богатой купеческой семье. Получил среднее образование в училище при церкви Святой Анны, затем окончил 3-ю Санкт-Петербургскую гимназию (1846). Мечтая о карьере дипломата, поступил на отделение восточных языков философского факультета Санкт-Петербургского университета (1846—1850), где увлёкся русской литературой.

Из-за обеднения семьи после окончания университета вынужден был зарабатывать частными уроками. В 1852—1871 преподавал русский язык и словесность в 3-й Санкт-Петербургской гимназии. Одновременно преподавал в Мариинском женском училище (1858—1861). Был в числе учредителей Санкт-Петербургского педагогического общества; участвовал в работе Комитета грамотности, по его инициативе организована Комиссия по упрощению орфографии русского языка. Занимался журналистикой, в 1859—1860 редактировал газету «Русский мир». Вследствие усиления консервативного курса политики Министерства народного просвещения был уволен из гимназии, а позднее — из Николаевского сиротского института в Москве, где в качестве инспектора и преподавателя русского языка и педагогики провёл большую работу по реорганизации учебного и воспитательного дела (1871—1874). По возвращении в Санкт-Петербург причислен к Канцелярии по Учреждениям ведомства Императрицы Марии. С 1880 в составе Учёного комитета Министерства народного просвещения участвовал в пересмотре школьных программ и инструкций, организационных принципов школы. После открытия частной женской гимназии, учреждённой его женой — М. Н. Стоюниной (1881), работал в ней инспектором и учителем русского языка, литературы и истории до конца жизни.

Под влиянием общественно-педагогического движения 1860-х гг. развивал идеи воспитания человека-гражданина, гуманизма в воспитании, всеобщего образования, демократизации школы. Считал необходимым создать условия для свободного творческого развития школы, основанного на психолого-педагогических знаниях. Резко критиковал сословную систему воспитания. Выступал за создание национальной школы, тесно связанной с обществом и семьёй, которая могла бы обеспечить широкое общее образование, соответствующее потребностям страны, её историческим и культурным традициям, преемственность обучения. Предложил свой проект бессословной гимназии с общеобразовательным курсом обучения, дающим возможность продолжения образования в высших специальных школах и университете («Мысли о наших гимназиях», 1860). Вопреки позиции ряда педагогов демократической ориентации выдвинул идею получения специального образования не только на основе общего среднего, но и на более низком уровне, в зависимости от местных потребностей. Отстаивал принцип равенства мужчин и женщин не только в сфере образования, но и в общественном положении. Утверждал, что школа, развивая у учащихся чувство духовной связи с обществом и народом, должна стать основой воспитания общественной нравственности. Важнейшими задачами считал формирование воли детей и сознания необходимости трудовой деятельности, полезной обществу. При этом требовал ужесточения дисциплины в высших учебных заведениях: обязательное посещение лекций под угрозой исключения, ограничение посещения увеселительных мероприятий, запрет студенческих собраний, введение обязательной молитвы перед началом лекций, посещение церковных богослужений, ежегодную исповедь и т. п.

Методические идеи Стоюнина базировались на принципе воспитывающего обучения, согласно которому он рассматривал труд ребёнка в процессе изучения словесности как важнейшее средство духовно-нравственного формирования личности. Выдвигая в качестве главных целей преподавания словесности развитие мышления и трудовых навыков учащихся, эстетического вкуса, овладение приёмами научного анализа, впервые представил методику преподавания литературы как целостную систему («О преподавании русской литературы», 1864). В её основе лежал историко-практический метод, направленный на усвоение историко-литературных и теоретических знаний в процессе конкретного и всестороннего анализа художественного произведения в единстве формы и содержания. Проблематика произведения связывалась с актуальными вопросами современной жизни (отражение добролюбовского метода «реальной критики»).

Предложил строить учебные программы по принципу постепенного усложнения содержания и задач литературного анализа, исходя из возрастных возможностей и интересов учащихся. В целях глубокого постижения изучаемых произведений требовал значительного сокращения литературного материала в существовавших программах и пособиях (главным образом за счёт древней литературы), преимущественного внимания к произведениям новейшей литературы. Для младших классов методика Стоюнина предусматривала чтение и разбор произведений (по тематическим подборкам), упражнения по выразительному чтению и заучивание наизусть. Изучение истории литературы, основанное на предшествующей исторической и литературной подготовке, относил к старшим классам. В качестве основного метода преподавания рассматривал аналитическую беседу; предложил систему письменных работ по литературе для начальной и средней школы. Создал новый тип пособий для учителей, которые включали методику, теорию литературы и конкретный критический анализ.

Написал ряд работ по истории педагогики и народного образования, оказавшие существенное влияние на развитие педагогической мысли России: «Развитие педагогических идей в России в XVIII столетии» (1857—1858), «Из истории воспитания в России в начале XIX столетия» (1878), «Наша семья и её исторические судьбы» (1884), «Заметки о русской школе» (1881—1882). Автор ряда оригинальных работ по истории русской литературы – статей и монографий об А. Д. Кантемире, А. П. Сумарокове, Я. Б. Княжине, А. В. Кольцове, А. С. Пушкине, А. С. Шишкове.

Похоронен на Волковском кладбище Петербурга.

Основные труды


• Высший курс русской грамматики. СПб., 1852.

• Классная русская хрестоматия. Для младших классов средне-учебных заведений. СПб., 1876.

• О преподавании русской литературы. СПб., 1864. (5-е издание: СПб., 1898.)

• Руководство для исторического изучения замечательнейших произведений русской литературы. До новейшего периода. СПб., 1869.

• Руководство для теоретического изучения литературы по лучшим образцам русским и иностранным. СПб., 1869. (8-е издание: СПб., 1910.)

• Руководство для преподавателей русского языка в младших классах средне-учебных заведений. СПб., 1876.

• Хрестоматия к руководству для теоретического изучения литературы. Ч. 1—2. СПб., 1879.

• Исторические сочинения. Ч. 1—2. СПб., 1880—1881.

Педагогические сочинения. СПб., 1892.

Избранные педагогические сочинения. М., 1991.

Литература


Глинский Б. Б. Владимир Яковлевич Стоюнин // Исторический вестник. 1889. № 2.

Языков Д. Д. Учёно-литературные труды В. Я. Стоюнина // Исторический вестник. 1889. № 2.

Витберг Ф. А. В. Я. Стоюнин как педагог и человек. СПб., 1899.

Чулицкий В. М. Педагогические заветы Стоюнина русскому обществу. СПб., 1909.

Роткович Я. А. Вопросы преподавания литературы. Историко-методические очерки. М., 1959.

Евстифеев А. А. В. Я. Стоюнин и проблемы воспитания // Труды Ташкентского гос. ун-та им. В. И. Ленина. Вып. 192. Педагогические науки. Кн. 1. 1961.

Савенок Г. Г. Педагогические взгляды и деятельность В. Я. Стоюнина // Стоюнин В. Я. Избранные педагогические сочинения. М., 1991. С. 6—31.

Телкова В. А. В. Я. Стоюнин как методист // Начальная школа. 2008. № 8.

Телкова В. А. Владимир Яковлевич Стоюнин (1826—1888) // Русский язык в школе. 2008. № 10.

Калантарян Л. А. Педагогическая деятельность В. Я. Стоюнина в период становления русской национальной школы во второй половине XIX века // Педагогическая наука и практика — региону: материалы XIII региональной научно-практической конференции. Ставрополь, 2011.

Архивы


≡ Отдел рукописей РНБ. Личный фонд В. Я. Стоюнина, ф. 744, 388 ед. хр., 1724—1919 гг.