Авторы · Издания · Разделы · Ссылки · О библиотеке · Обратная связь

СОРОКА-РОСИНСКИЙ Виктор Николаевич

13 (25) ноября 1882, Новгород-Северский Черниговской губ. — 4 октября 1960, Ленинград

Российский и советский педагог, психолог, деятель образования


Родился в семье штабс-капитана Николая Михайловича Сороки и Татьяны Капитоновны Росинской; после 1917 подписывался двойной фамилией. Вскоре после рождения семья переехала к месту службы отца в Брест-Литовск, где Сорока-Росинский окончил прогимназию. После перевода отца в Новгородскую губернию учился в гимназии Новгорода (1896—1901), где увлёкся литературой и историей.

Желая стать военным историком, поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета (1901—1906, однокурсник А. Блока), одновременно в 1902—1903 был вольнослушателем петербургского Археологического института. На последних курсах университета под влиянием Н. О. Лосского заинтересовался экспериментальной психологией, участвовал в работе Психологического кабинета; тогда же познакомился с В. М. Бехтеревым. Работал в Военно-медицинской академии, где изучал проблемы психологии под руководством В. М. Бехтерева и А. Ф. Лазурского, учился в Психоневрологическом институте. Одновременно преподавал историю и литературу в средних учебных заведениях Петрограда — женской гимназии В. Ф. Федоровой, коммерческом училище Н. М. Глаголевой, Введенской, Ларинской и Стрельнинской гимназиях, реальном училище А. И. Копылова, мужской гимназии при католической церкви св. Екатерины, в 1918—1920 в училище Путиловского завода.

В 1920—1925 возглавлял Петроградский отдел народно-индивидуального воспитания им. Ф. М. Достоевского для трудновоспитуемых (известный под названием «Школа-коммуна им. Ф. М. Достоевского», ШКИД); в 1925—1928 директор школы № 39 для трудных подростков Центрального района Ленинграда; одновременно методист Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена на отделении социально-правовой охраны несовершеннолетних, готовившем воспитателей для работы с беспризорными и трудными детьми. Преподавал в классах для трудновоспитуемых при Торфяном техникуме, в школе для психоневротиков при Педологическом институте (в 1933—1936 научный сотрудник института), в средних школах Ленинграда № 210, 233, 260 (до 1942 и после 1948). С 1942 в эвакуации на Алтае, затем в Киргизии — преподавал в Горно-Алтайском педагогическом училище, в Пржевальском педагогическом институте. Во время эвакуации подвергся ограблению, большинство рукописей было утрачено. Погиб в результате несчастного случая, похоронен на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга.

Теоретически обосновал и апробировал в практике оригинальную систему воспитания трудных подростков-сирот на основе развития их творческих способностей. Своих воспитанников относил к «супранормному-эндогенному типу», т.е. к одарённым натурам, но с отклонениями от нормы в результате специфического развития и особого душевного и психического склада; для таких детей предлагал создавать учебно-воспитательные учреждения, осуществляющие гармоничное воспитание и специальную коррекцию психики подростков. Главным в воспитательно-учебном процессе считал фундаментальную образовательную подготовку (10 уроков ежедневно) и самостоятельную творческую деятельность воспитанников, способную «дать надлежащий выход той буйной беспокойной энергии, которой полны эти дети». Воплощение детских чувств в активные действия позволяло лучше изучать личность и развивать индивидуальность учащихся. Широко использовал метод длительных игр: инсценировки, постановки; журналистское творчество; соревнования.

Опыт создания в ШКИД единого коллектива (школы-общины) педагогов и воспитанников обобщил в неопубликованных работах «Лекции по коллективной педагогике», «Учение о строении и развитии школьных коллективов», «Введение в коллективную педагогику». К основным стадиям формирования коллектива относил сборище, стадность, организованный самодеятельный коллектив, стремящийся в совместной деятельности осуществлять общие цели. Анализируя проблему наказания в воспитании, пришёл к выводу о необходимости постепенного перехода от стадии развития коллектива, на которой преобладали принудительные меры воспитания, через формирование коллективной ответственности и выборности к высшей стадии — самодеятельности и самоорганизации воспитанников. Придавал большое значение самовоспитанию; ещё в работе «Психология и самовоспитание» (1907) ставил вопрос о создании специальной науки — автогогики, помогающей каждому человеку развивать свою индивидуальность. Одним из первых стал изучать психологию педагогов и предложил своеобразную типологию «пород» учителей: теоретики, реалисты, утилитаристы, интуитивисты (артисты). Из-за расхождения в педагогических взглядах с официальными педагогическими инстанциями был вынужден покинуть ШКИД. Автор неоконченных воспоминаний «Школа имени Достоевского», в которых показал жизнь ШКИД.

Исследовал проблемы создания русской школы как национального феномена. Основными путями формирования национальной культуры и национального самосознания считал семейное воспитание, опирающееся на религию, труд, народные традиции, песенное и сказочное творчество, родительский авторитет. Главная нравственная идея — народность воспитания, подготовка человека к самоотверженному служению высшим ценностям — Родине, народу.

Со второй половины 1930-х занимался вопросами методики преподавания русского языка и литературы, изучением русского языка в нерусской школе. Занимаясь исследованиями литературных пристрастий школьников, сформулировал положения об особенностях детской книги (стилизация под примитивизм, но в изящной форме; фокусирование внимания на действиях, особенно героических, показ сильных энергичных личностей, отказ от нравоучений и т. д.), не потерявшие актуальности для современной практики издания детской литературы.

С детства увлекаясь личностью А. В. Суворова, подчёркивал педагогические приёмы, стимулирующие максимальное развитие активности, инициативы учащихся, настойчивости, сообразительности, умения быстро и самостоятельно ориентироваться, отличать важное от второстепенного. Подготовил книги «Построение и ведение урока русского языка в средних классах», «Обучение выразительному чтению в средних классах», проспект учебника грамматики (не опубликован).

Основные труды


• Психология и самовоспитание // Вестник знания. 1907. № 3.

• Психология в России // Вестник знания. 1908. № 4—5.

• Нат Пинкертон и детская литература // Русская школа. 1910. № 1—2. (Переиздание: в кн. «Педагогические сочинения». М., 1991).

• Национальное и героическое в воспитании // Вестник знания. 1915. № 1. (Переиздание: в кн. «Педагогические сочинения». М., 1991).

• Путь русской национальной школы // Русская школа. 1916. № 7—10, 12. (Переиздание: в кн. «Педагогические сочинения». М., 1991).

• От принудительности к добровольчеству // Трудовая школа. 1923. № 4—5. (Переиздание: в кн. «Педагогические сочинения». М., 1991).

• Трудновоспитуемые // Педагогическая мысль. 1924. № 2. (Переиздание: в кн. «Педагогические сочинения». М., 1991).

• Школа им. Достоевского. М., 1978. (Переиздания: в кн. Кабо Л. Р. «Жил на свете учитель». М., 1970; в кн. «Педагогические сочинения». М., 1991).

Педагогические сочинения. М., 1991.

Литература


Кабо Л. Р. Жил на свете учитель. М., 1970.

Губко А. Т. В. Н. Сорока-Росинский // Советская педагогика. 1982. № 6.

Губко А. Т. Рыцарь суровой доброты // Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения. М., 1991. С. 6—17.

Вендровская Р. Б. В. Н. Сорока-Росинский: проблемы русской национальной школы // Педагогика. 1996. № 3.

Салтанов Е. Н. Социально-педагогическая система В. Н. Сороки-Росинского // Среднее профессиональное образование. 2005. № 4.

Заречнова Е. А. Педагог-демократ и гуманист В. Н. Сорока-Росинский. Пятигорск, 2006.

Числова С. Н. Принципы организации педагогического процесса в школе В. Н. Сороки-Росинского // Школа: история и современность. 2006. Вып. 2.

Числова С. Н. В. Н. Сорока-Росинский о роли семьи в воспитании детей // Роль семьи в социализации личности: материалы региональной научной конференции, 29-30 мая 2008 года. Елец, 2009.

Шендерова Р. И. Знаменитый универсант Виктор Николаевич Сорока-Росинский. Страницы жизни. СПб., 2010.

Архивы


≡ Научный архив РАО. Личный фонд В. Н. Сороки-Росинского, ф. 114, 22 ед. хр., 1901—1979 гг.