Авторы · Издания · Разделы · Ссылки · О библиотеке · Обратная связь

ШАЦКИЙ Станислав Теофилович

1 (13) июля 1878 (по другим данным 1873), с. Воронино Духовщинского у. Смоленской губ. — 30 октября 1934, Москва

Российский и советский педагог-экспериментатор, деятель образования, один из основоположников педагогики сотрудничества


Родился в семье военного делопроизводителя польского происхождения. Учился в 6-й Московской гимназии (1885—1893), затем на физико-математическом и медицинском факультетах Московского университета (1893—1903), одновременно посещал занятия в Московской консерватории (1899—1901), в Петровской сельскохозяйственной академии; ученик К. А. Тимирязева (1905). Увлёкшись педагогическими идеями Л. Н. Толстого, отказался от карьеры оперного певца, решив заняться созданием земледельческих школ-коммун по образцу Яснополянской школы Толстого.

 Педагогическую деятельность начал в 1905 с создания первых в России внешкольных клубов для детей и подростков рабочих окраин Москвы, летней колонии в Щёлкове (близ Москвы). В 1906 по американским образцам организовал общество «Сетлемент» (совместно с А. У. Зеленко, В. Н. Демьяновой, Л. К. Шлегер и др.) с целью организации культурно-просветительской работы среди детей бедняков, не имевших возможности получить школьное образование. Помимо детского сада и детских клубов общество имело ремесленные курсы и начальную школу. В 1908 был арестован за пропаганду социализма среди детей, общество закрыто полицией. С 1909 руководил обществом «Детский труд и отдых», фактически продолжающей традиции «Сетлемента». В 1911 вместе с супругой — В. Н. Шацкой (Демьяновой) на средства помещицы М. К. Морозовой организовал летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь» (Калужская губ., ныне г. Обнинск), ставшей образцом для советских школ-коммун.

Отрицательно отнёсся к приходу к власти большевиков, был одним из организаторов забастовки учителей, инициированной Всероссийским учительским союзом, отверг предложение А. В. Луначарского войти в руководство Наркомпроса. Однако затем, видя возможность реализации своих планов по организации нового типа школы, принял предложение Н. К. Крупской о сотрудничестве. В 1919—1932 руководил работой широко известной Первой опытной станции по народному образованию Наркомпроса РСФСР, имевшую сельское отделение в Калужской области, куда вошла колония «Бодрая жизнь» (14 школ 1-й ступени, 1 школа 2-й ступени, 5 детских садов, 4 дошкольные летние площадки, 3 районные библиотеки, школьный музей, педагогическая выставка), и городское отделение в Москве, в районе Марьиной Рощи (детский сад, Первая трудовая школа, педагогические выставка, библиотека, техникум). Член учебно-педагогической секции ГУСа (с 1921) и коллегии Наркомпроса РСФСР (с 1929), директор Московской консерватории и руководитель Центральной педагогической лаборатории НКП РСФСР (1932—1934). В конце 1920-х —начале 1930-х деятельность Шацкого была подвергнута критике со стороны официальной педагогики, он обвинялся в «аполитичности», «толстовстве»; в 1960-х гг. интерес к его деятельности и творчеству возродился. Похоронен на Новом Донском кладбище (вместе с В. Н. Шацкой).

В начале XX века в основном занимался культурно-просветительской работой с населением, прежде всего с детьми. Сплотил группу педагогов-энтузиастов, осуществил опыт постановки внешкольной работы, основанной на уважении к личности ребёнка и направленной на воспитание детей в духе коллективизма, развития их творческих способностей. В своих учреждениях вёл поиск новых форм и методов воспитательной работы, организовывал мастерские, клубные занятия по интересам, художественную самодеятельность, использовал элементы детского самоуправления. Приступил к изучению проблем детского коллектива, занимался дошкольной педагогикой. После 1917 развернул теоретическую и опытно-экспериментальную работу по созданию школы нового типа. Не имея диплома о высшем образовании, организовал на базе педагогического коллектива Первой опытной станции научную школу (В. Н. Шацкая, Л. К. Шлегер, А. А. Фортунатов, Е. Я. Фортунатова, Н. О. Масалитинова, М. Н. Скаткин, Л. Н. Скаткин, Н. П. Кузин и др).

Утверждая органическую связь современной школы с обществом и окружающей средой, обращал внимание педагогов на многообразие видов детской жизнедеятельности, развитие трудовых навыков и творческих способностей ребёнка. Педагогический процесс строил как взаимодействие педагога и воспитанника, охватывающее духовный мир ребёнка и сферу его практической реализации, определял взаимосвязи как между участниками педагогического процесса, так и между отдельными элементами воспитания, к которым относил умственный и физический труд, искусство, игру. Подчёркивал, что нарушение связи между компонентами воспитания личности приводит к одностороннему развитию ребёнка, а материальную, дисциплинирующую и опытную канву воспитания составляет физический труд. Эффективным средством организации свободного творческого взаимодействия ученика с учителем, коллективом и обществом Шацкий считал самоуправление, способствующее развитию личности, усвоению общечеловеческих ценностей.

Выступал за демократические принципы организации школы, строящейся на сотрудничестве учителя и ученика, что позволило бы создать основу для творческого взаимодействия, обеспечивающего эффективность образования и воспитания. В этом взаимодействии отводил учителю роль не только организатора, но исследователя детской жизни. Организующим ядром школьной жизни считал эстетическое воспитание, которое охватывает весь мир прекрасного (музыку, живопись, театр, прикладное искусство и т. д.) и в единстве с трудовым воспитанием выступает катализатором творческих потенций личности и коллектива. Под системой эстетического воспитания понимал оптимальное взаимодействие всех политических и гражданских институтов общества в целях развития творческих потенций человека.

 Внёс вклад в разработку вопросов содержания образования в школе и повышения роли урока как основной формы учебной работы. Руководил разработкой методов педагогического исследования — социально-педагогического эксперимента, наблюдения, опроса. Занимался проблемами подготовки учителей, способных не только организовать обучение и воспитание в школе, но и проводить образовательную работу с населением и заниматься научно-исследовательской работой; педагогический коллектив рассматривал как творческую организацию коллег-единомышленников.

Основные труды


Бодрая жизнь. Из опыта детской трудовой колонии. М., 1915 (соавтор В. Н. Шацкая). (Переиздание: в кн. «Педагогические сочинения». Т. 1. М., 1962.)

Педагогические сочинения. Т. 1. М., 1962.

Педагогические сочинения. Т. 2. М., 1964.

Педагогические сочинения. Т. 3. М., 1964.

Педагогические сочинения. Т. 4. М., 1965.

• Из неопубликованных работ С. Т. Шацкого // Советская педагогика. 1968. № 7.

• О новой школьной организации // Советская педагогика. 1978. № 6.

• Избранные педагогические сочинения. Т. 1—2. М., 1980.

Библиография


Стариков Н. В. Станислав Теофилович Шацкий (1878—1934). Материалы к научной библиографии. М., 1968.

Литература


◦ С. Т. Шацкий. 1878—1934. Сборник статей. М., 1935.

Бершадская Д. С. Педагогические взгляды и деятельность С. Т. Шацкого. М., 1960.

◦ О Станиславе Теофиловиче Шацком: статьи и воспоминания. М., 1960.

Скаткин Л. Н. С. Т. Шацкий, его общественно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды // Шацкий С. Т. Педагогические сочинения. Т. 1. М., 1962. С. 7—46.

◦ Опыт педагогической деятельности С. Т. Шацкого. М., 1977.

Скаткин М. Н. С. Т. Шацкий о всестороннем развитии детей. М., 1977.

Малинин Г. А., Фрадкин Ф. А. Воспитательная система С. Т. Шацкого. М., 1993.

Семченко А. В. Социально-педагогические взгляды С. Т. Шацкого. Дис. … канд. пед. наук. М., 1995. (Автореферат).

Беляев В. И. Становление и развитие инновационной концепции С. Т. Шацкого. М., 1999.

Фрадкин Ф. А. С. Т. Шацкий: последние годы жизни // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии. М., 2002. Вып. 17.

◦ Опыт С. Т. Шацкого и современность (к 125-летию со дня рождения). Сборник статей. Обнинск, 2003.

Степанова Л. А. С. Т. Шацкий в зеркале духовных исканий XX века // Педагогика. 2009. № 1.

Архивы


≡ Научный архив РАО. Личный фонд В. Н. Шацкой, ф. 106, 1081 ед. хр., 1923—1981 гг.

≡ Научный архив РАО. 1-я Опытная станция по народному образованию Наркомпроса РСФСР, ф. 1, 367 ед. хр., 1903—1956 гг.