Авторы · Издания · Разделы · Ссылки · О библиотеке · Обратная связь

РЫБНИКОВА Мария Александровна

8 (20) февраля 1885, станция Александровка Рязано-Уральской ж/д Ранненбургского у. Рязанской губ. — 3 июня 1942, Свердловск

Российский и советский педагог, методист, фольклорист, литературовед


Родилась в семье служащего. Училась в московском Мариинском училище, после окончания которого (1903) проработала год в начальной школе. Окончив историко-философский факультет Московских высших женских курсов (1909, отделение русской литературы) работала учительницей литературы в женской гимназии в Вязьме (1909—1917); руководила школьными кружками, исследовала вопросы внеклассной работы. С 1918 работала в Малаховской средней опытно-показательной школе (под Москвой), с 1923 — в Московском педагогическом техникуме Профинтерна (до 1928), в 1924—1931 — на педагогическом факультете 2-го МГУ, в Индустриально-педагогическом институте им. К. Либкнехта (1928—1930). Одновременно вела научную работу в Институте методов внешкольной работы, Центральном институте педагогики, Институте детской книги, Институте школ Наркомпроса и других научно-исследовательских учреждениях. Вела работу по собиранию фольклора, организации литературных музеев, выставок, семинаров, принимала участие во Всесоюзной Пушкинской выставке (1937). В июле 1941 эвакуирована в Свердловск, читала курсы в Свердловском педагогическим институте, вела работу с учителями.

Разработала методику наблюдений над языком художественных произведений («Работа словесника в школе», 1922), систему упражнений по русскому языку («Книга о языке», 1 издание под заглавием «Изучение родного языка», 1921). Инициатор и руководитель введения курса литературного чтения в 5—7-х классах. Основной труд Рыбниковой — «Очерки по методике литературного чтения» — посвящён разработке содержания выразительного чтения, приёмам анализа текста, системе письменных работ, описанию уроков и т.д. Наряду с необходимостью непосредственного эмоционально-эстетического восприятия художественной литературы утверждала правомерность разбора содержания литературных произведений в органической связи с их художественной формой, широко использовала иллюстративный материал. В дальнейшем частично пересмотрела свои взгляды, признав необходимость использования в преподавании литературоведческого материала. Особое значение придавала изучению языка художественных произведений как средству развития речи учащихся, выступала за использование фольклорного материала (загадки, пословицы и пр.) в школьном курсе литературы для анализа стилистики литературного произведения.

Исследуя в широком историческом плане теорию и практику детского чтения, разработала принципы отбора и издания книг для детей. Автор и соавтор работ по вопросам поэтики, русской литературы, фольклора, книг для чтения, учебных пособий.

Основные труды


• Темы для внеклассных бесед с кончающими курс средней школы // Вестник воспитания. 1914. № 6.

• А. Блок — Гамлет. М., 1923.

• По вопросам композиции. М., 1924.

• Современная и классическая литература в школе. М.-Л., 1927.

• Изучение литературы в школах II ступени. М.-Л., 1928.

• Методика преподавания литературы. М., 1930.

Загадки. М.; Л., 1932.

• Введение в стилистику. М., 1937.

• Русская поговорка // Русский язык в школе. 1939. № 4.

• Очерки по методике литературного чтения. М., 1941. (3-е изд.: М., 1963.)

Избранные труды. М., 1958.

Русские пословицы и поговорки. М., 1961.

Избранные труды. М., 1985.

Библиография


Работы М. А. Рыбниковой / сост. В. В. Шевелев // Рыбникова М. А. Избранные труды. М., 1958. С. 595—600.

Краткая библиография работ М. А. Рыбниковой // Рыбникова М. А. Избранные труды. М., 1985. С. 246—247.

Литература


Роткович Я. А. О методической системе М. А. Рыбниковой // Литература и язык в политехнич. школе. 1932. № 1.

Роткович Я. А. Выдающаяся советская методистка М.А. Рыбникова. Куйбышев, 1959.

Роткович Я. А. История преподавания литературы в советской школе. М., 1976.

Кудряшёв Н. М. М. А. Рыбникова // Рыбникова М. А. Избранные труды. М., 1958. С. 5—44.