РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович
6 (18) июня 1889, Одесса — 11 января 1960, Москва
Советский психолог, философ, один из создателей теории деятельности в советской психологии
Родился в семье адвоката. Окончив экстерном Ришельевскую гимназию (1908), продолжил обучение в университетах Берлина, Фрайбурга и Марбурга (1908—1913), там же защитил докторскую диссертацию по философии. Отказавшись от предложения занять должность профессора одного из европейских университетов, вернулся в Одессу, где безуспешно пытался возглавить кафедру психологии Новороссийского университета; преподавал психологию, логику и философию в частных гимназиях (1914—1917).
В 1919 благодаря поддержке Н. Н. Ланге избран приват-доцентом, затем заведующим кафедрой психологии (1921—1930) Новороссийского университета (после объединения с Украинским педагогическим институтом — Одесского института народного образования); во время занятия Одессы Добровольческой армией (1920—1921) временно отстранён от преподавания. Читал лекции по логике, математике, теории относительности Эйнштейна, теории искусства, истории философии; вёл семинар по методологии социальных наук, организационную работу в системе народного образования, курсы по педагогической психологии и педологии в одесском Педологическом институте. После критики психологии как «идеалистической науки» фактически отошёл от преподавательской деятельности, заняв должность директора Главной библиотеки Высшей школы Одессы (1922), установил связи с крупнейшими научными учреждениями мира, организовал аспирантуру (1928).
В 1930 по приглашению М. Я. Басова переехал в Ленинград, стал заведующим кафедрой психологии ЛГПИ им. А. И. Герцена (1930—1942). Читал курс психологии на кафедре физиологии труда ЛГУ, возглавлял секцию педагогической психологии в Государственном институте научной педагогики, одновременно был заместителем директора Центральной научной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Зимой 1941/1942 разрабатывал психологические методики выживания в условиях блокады.
В марте 1942 эвакуирован в Кисловодск, затем в Москву. Директор Института психологии (1942—1945; ныне Психологический институт РАО). Создал и возглавил кафедру (1942), затем отделение психологии в МГУ (1943), сектор психологии в Институте философии АН СССР (1945—1949 и с 1959, в 1945—1948 заместитель директора). Приглашал к сотрудничеству многих известных психологов — А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Б. В. Зейгарник, П. Я. Гальперина.
С 1947 в ходе кампании по борьбе с космополитизмом подвергался критике, в 1949 освобожден от руководящих должностей, труды Рубинштейна были изъяты из библиотек. После 1954 реабилитирован; один из основателей журнала «Вопросы психологии» (1955).
На занимаемых административных постах стремился консолидировать научные коллективы, поднять статус психологической науки в СССР, несмотря на попытки её дискредитации — в том числе на «павловской» сессии Академии наук и Академии медицинских наук (1950). В числе учеников С. Л. Рубинштейна — А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская и др. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Доктор педагогических наук (1937), лауреат Сталинской премии (1942), член-корреспондент АН СССР (1943), действительный член АПН РСФСР (1945). С 1992 вручается Премия РАН имени С. Л. Рубинштейна за выдающиеся научные работы в области психологии.
Создал оригинальную философско-психологическую концепцию человека, его деятельности и психики: основоположник деятельностного подхода в психолого-педагогической науке, получившего благодаря его работам, а также трудам А. Н. Леонтьева, Б. М. Теплова, А. А. Смирнова, Б. Г. Ананьева и др. широкое признание (сам использовал термины «принцип творческой самодеятельности», позднее — «принцип единства сознания и деятельности»). Систему психологии основывал на принципе единства сознания и деятельности; считал, что субъектом этого единства является личность, в её деятельности выделены основные компоненты в их взаимосвязях: мотивы, цели, действия, операции и т. д. Действие — это «единица» деятельности, а практическое действие — первичная форма мышления. Полагал, что деятельность выступает в качестве поведения, когда в ней главным становится отношение к моральным нормам; «единица поведения» — поступок. С конца 1940-х гг. в деятельности и других видах активности субъекта вычленил в качестве их главного регулятора психическое как процесс в соотношении с его продуктами (понятиями, чувствами и т.д.), считая его основным способом существования психического.
Разрабатывал оригинальный общефилософский принцип детерминизма: внешние причины, влияния (в том числе, педагогические) действуют только через внутренние условия, составляющие основание развития. На основе этого принципа разработал систему категорий бытия, человека, субъекта и объекта, материального и идеального, сознания и бессознательного, психического и физиологического; раскрыл различие и взаимосвязь между бытием и объектом, между бытием и материей, показав неправомерность сведения бытия к материи. Занимался исследованиям проблем эмоций, памяти, восприятия, речи и др.
Подчёркивал необходимость замены образования как восприятия готовых результатов и копирования данных образцов «системой, основа и цель которой — развитие творческой самодеятельности». Утверждал, что ребёнок — не просто объект педагогических воздействий, а их активный преобразователь и соучастник, субъект обучения и самообучения. Созданная им и его последователями теория мышления стала методологической основой исследований закономерностей умственного воспитания (усвоения знаний, формирования способностей на основе задатков в процессе деятельности и т. д.), помогла обоснованию и внедрению проблемного обучения, а также метода формирующего эксперимента («изучать ребёнка, обучая его»).
Основные труды
• Основы психологии. Пособие для высших педагогических учебных заведений. М., 1935.
• Основы общей психологии. М., 1940. (3-е изд. в 2-х т.: Т. 1. М., 1989; Т. 2. М., 1989).
• Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М., 1957.
• О мышлении и путях его исследования. М., 1958.
• Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
• Проблемы общей психологии. М., 1973.
• Избранные философско-психологические труды. М., 1997.
• Человек и мир. М., 1997.
Литература
◦ Альбуханова-Славская К. А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна: к 100-летию со дня рождения. М., 1989.
◦ Сергей Леонидович Рубинштейн: очерки, воспоминания, материалы. М., 1989.
◦ Якиманская И. С. У истоков педагогической психологии // Советская педагогика. 1989. № 8.
▫ Селиванова Л. Н. Педагогические взгляды С.Л. Рубинштейна. Дис. ... канд. пед. наук. Смоленск, 1998.
◦ Сергей Леонидович Рубинштейн / под ред. К. А. Абульхановой. М., 2010.
◦ Абульханова К. А., Славская А. Н. Сергей Рубинштейн. Детство. Юность. Молодость. М., 2010.
◦ Философско-психологическое наследие С. Л. Рубинштейна: [сб. статей] / отв. ред. К. А. Абульханова. М., 2011.
Библиография
▫ Список научных трудов С. Л. Рубинштейна // Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Т. 2. М., 1989.
▫ Список работ о С. Л. Рубинштейне // Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Т. 2. М., 1989.
Архивы
≡ Российская государственная библиотека. Отдел рукописей. Ф. 642. 1910—1960-е гг.
≡ Личное дело С. Л. Рубинштейна. Музей РГПУ имени А. И. Герцена.