Авторы · Издания · Разделы · Ссылки · О библиотеке · Обратная связь

РАЙКОВ Борис Евгеньевич

9 (21) сентября 1880, Москва — 1 августа 1966, Ленинград

Российский и советский педагог, методист-биолог, историк естествознания


Родился в семье баронессы М. Е. Райковой (фон Герта) и военного врача Е. Д. Райкова; внебрачный сын драматурга И. В. Шпажинского. Окончил гимназию (1895), в 1895—1905 учился на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета (с перерывами из-за арестов и ссылок за участие в антиправительственных акциях), затем преподавал естествознание в Лесном коммерческом училище (1905—1915). С 1913 по 1915 преподаватель зоологии Петербургского психоневрологического института (в 1916—1920 проректор), где создал первую в России кафедру методики естествознания. Заведующий отделением естествознания Государственного института научной педагогики (1924—1924). В 1921—1930 и с 1945 заведующий кафедрой методики естествознания Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена (ЛГПИ), ставшей центром ленинградской школы методики естествознания.

В конце 1920-х выступал против комплексных программ ГУСа, предполагавших ликвидацию естествознания как отдельного школьного предмета. В мае 1930 арестован по обвинению в антисоветской деятельности в сфере образования, приговорён к 10 годам лагерей; методические идеи Райкова были подвергнуты критике, а ленинградская школа методики естествознания фактически разгромлена. Отбывал заключение на строительстве Беломор-Балтийского канала, после досрочного освобождения в 1934 остался в Медвежьегорске, работал по свободному найму в качестве заведующего санитарно-бактериологической лаборатории на Беломорканале.

Во время Великой Отечественной войны был в эвакуации в Архангельске, профессор Архангельского педагогического института (1941—1945). Затем вернулся в Ленинград; профессор кафедры методики естествознания ЛГПИ (1945—1948), одновременно заведующий сектором методики естествознания Ленинградского института педагогики АПН РСФСР; после начала кампании против «вейсманистов-морганистов», инициированной Т. Д. Лысенко, уволен из этих учреждений. С 1948 профессор Института истории естествознания АН СССР.

Один из основателей, секретарь (1907), председатель (1921—1929) Общества по распространению естественного научного образования. В 1920-х был редактором журналов «Естествознание в школе», «Живая природа». Принимал участие в налаживании работы педагогической биологической станции в Детском Селе.

 Занимался разработкой проблем истории и методики естествознания, в частности методики начального естествознания, зоологии, анатомии и физиологии человека. Опираясь на идеи А. Я. Герда, П. Ф. Лесгафта, В. В. Половцева, создал эффективную систему преподавания естествознания, в которой последовательно реализовал биологический метод (изучение живых организмов в контексте окружающей природы) и принцип наглядности. Внёс значительный вклад в развитие экскурсионного дела, в разработку методики практических занятий, самостоятельных работ, теории методов обучения естественным наукам. Один из создателей отечественной методики преподавания биологии в школе. Автор учебников, учебных пособий, методических руководств по преподаванию естествознания, методике проведения экскурсий в средней школе, работ по истории естествознания.

 Академик АПН РСФСР (1945), профессор (1916), доктор педагогических наук (1944), заслуженный деятель науки РСФСР (1961).

Основные труды


• Методика практических занятий по природоведению. Пг., 1915.

Организация практических занятий по неживой природе. 3-е изд. Пг., 1922.

Половое просвещение в школе. Л., 1927.

• Практические занятия по анатомии и физиологии человека. Ч. 1-2. М.-Л., 1927.

Методика и техника экскурсий. 4-е изд. М., 1930.

• Общая методика естествознания. М.-Л., 1947.

• Русские биологи-эволюционисты до Дарвина. Т. 1—4. М.-Л., 1951—1959.

• Академик Василий Зуев, его жизнь и труды. М.-Л., 1955.

• В. В. Половцев, его жизнь и труды. М.-Л., 1956.

Зоологические экскурсии. 6-е изд. Л., 1956 (соавтор М. Н. Римский-Корсаков).

Пути и методы натуралистического просвещения. М., 1960.

Карл Бэр, его жизнь и труды. М.; Л., 1961.

• На жизненном пути: автобиографические очерки. Кн. 1—2. СПб., 2011.

Литература


◦ К 75-летию профессора Бориса Евгеньевича Райкова. М., 1957.

Лукина Т. А. Борис Евгеньевич Райков (1880—1966). Л., 1970.

Волков В. С. Борис Евгеньевич Райков – ученый, педагог, личность // Вестник Герценовского университета. 2011. № 5.

Архивы


≡ Санкт-Петербургский филиал архива РАН. Личный фонд Б. Е. Райкова, ф. 893, 437 ед. хр.