Авторы · Издания · Разделы · Ссылки · О библиотеке · Обратная связь

Феофан Прокопович (в миру Елеазар, Елисей)

7 (по другим данным 8 или 9) июня (17, 18 или 19 н. с.) 1681, Киев — 8 (19) сентября 1736, Санкт-Петербург

Церковный и государственный деятель, публицист, проповедник, поэт, сподвижник Петра I


Родился в семье мелкого торговца, предположительно выходца из Смоленска; имена родителей неизвестны. Рано осиротев, был взят на воспитание дядей Феофаном Прокоповичем (в честь которого впоследствии принял монашеское имя), ректором Киево-Могилянской академии и наместником Киево-Братского монастыря. Уже в детстве проявил большие способности к наукам; благодаря связям дяди пользовался покровительством влиятельных представителей киевского духовенства. Окончил начальную школу при монастыре, затем Киево-Могилянскую академию (1697), по рекомендации киевского митрополита Варлаама направлен во Владимиро-Волынский униатский коллегиум, затем в римскую Коллегию Св. Афанасия (1698). Во время обучения в Риме занимался в библиотеке Ватикана, посещал лекции в папском Григорианском университете (Коллегиум Романум), изучал творчество римских и греческих авторов, историю и организацию католической церкви, труды Т. Кампанеллы, Г. Галилея, Дж. Бруно, Н. Коперника.

В 1701 покинул Рим. Прошёл пешком Швейцарию, Францию, Германию, некоторое время учился в саксонском городе Галле, где познакомился с идеями протестантизма. В 1704 вернулся в Киев, постригся в монахи под именем Феофана. С 1705 преподавал риторику, философию, поэтику и богословие в Киево-Могилянской академии (с 1707 префект, с 1711 ректор), составил учебные руководства по этим предметам. После проповеди по случаю Полтавской битвы 1709, произнесённой в присутствии Петра I, был замечен царём. Находился в свите Петра I во время Прутского похода 1711.

В 1716 по настоянию Петра переехал в Санкт-Петербург. Назначен епископом Псковским и Нарвским (1718), вскоре стал одним из приближённых царя, официальным идеологом его реформаторской деятельности. Принимал участие в составлении и редактировании всех важнейших законодательных актов по делам церкви, учебных программ церковных школ и семинарий, предисловий и толкований к переводам иностранных книг, учебников, богословских и политических трактатов, выступал с проповедями по разъяснению государственной политики. Автор предисловия к «Морскому уставу» (1719), «Духовного регламента» (1721), подробного комментария к «Уставу о престолонаследии» под заглавием «Правда воли монаршей во определении наследника державы своей» (1722) и др. Вице-президент и фактический глава Святейшего Синода (1721, с 1726 первенствующий член), архиепископ Новгородский и Великолукский (1725).

После смерти Петра I поддержал приход к власти Екатерины I (1725), затем Анны Иоанновны (1730); участвуя в интригах и политической борьбе, упрочил своё положение при дворе и в Синоде. В царствование Анны стал приближённым императрицы, выступал в роли официального проповедника-публициста. Для расправы с оппонентами широко прибегал к доносам, ложным обвинениям, действиям политического сыска (Тайной канцелярии), был автором инструкции для дознавателей на допросах, по некоторым сведениям лично присутствовал при допросах и пытках. Похоронен в Софийском соборе Новгорода.

Был одним из самых образованных людей в России, имел обширный круг научных интересов, считался главой т.н. учёной дружины Петра I. Способствовал развитию просвещения, науки, искусства, считая их главными условиями процветания государства, благосостояния граждан. Решающую роль в распространении образования отводил государственной власти. Открыл школу для сирот и детей бедняков при своём доме в Петербурге (1721), где преподавались Закон Божий, славянское чтение, русский, латинский и греческий языки, грамматика, риторика, логика, арифметика, геометрия, география, история, рисование, музыка. Составил школьный регламент и лично преподавал многие предметы, организовал школьный театр. За свой счёт отправлял талантливых выпускников в гимназию при Академии наук (в том числе, будущих академиков С. К. Котельникова, А. П. Протасова, Г. Н. Теплова), деятельности которой покровительствовал; содержал два госпиталя для престарелых и несколько богаделен. Способствовал принятию М. В. Ломоносова в московскую Славяно-греко-латинскую и Киево-Могилянскую академии. Содействовал развитию школьного дела, распространению научных знаний, печатанию светских книг. Основал типографию при петербургском Александро-Невском монастыре (1720), в которой печаталась и учебная литература. Хорошо зная педагогику иезуитов и основанную на ней образовательную систему церковных учебных заведений Украины и России, критиковал её схоластичность. Придавал большое значение мотивации обучения, указывал на необходимость разъяснения ученикам результатов изучения школьных дисциплин. Был автором многочисленных пособий для школ, учебных курсов поэтики, риторики, философии, математики. В 1720 написал широко использовавшийся в светских и церковных школах до середины XIX в. «Букварь, или Первое учение отроком с Катехизисом», в предисловии к которому обосновал важность раннего воспитания детей; стремился излагать материал простым доступном языком, заменять цитирование молитв и псалмов их толкованием. Имел огромную библиотеку (около 30 тыс. томов), пользоваться которой разрешал всем петербургским учёным.

Оставил обширное литературное наследие, включающее свыше 70 сочинений различного жанра на русском и латинском языках. Стремясь создать полную богословскую систему и поднять теоретический уровень русского православного богословия с помощью соединения православных догматов с новейшей западной философией, работал над неоконченным (сохранилось 7 трактатов) циклом лекций, посвященных догматическим, нравственным, экклезиологическим и антропологическим проблемам. Догматические взгляды Прокоповича оставались основой русского православного богословия до середины XIX в. В вопросах познания физического мира утверждал приоритет экспериментального научного знания, пытался примирить веру и разум. Был почитателем Ф. Бэкона и Р. Декарта, в духе картезианства подчёркивал божественное происхождение законов природы.

Выступал сторонником сильной самодержавной власти, обосновывал необходимость подчинения ей со стороны всех сословий, включая духовенство, идею всеобщего служения государству, преимущества синодального управления церковью; способствовал превращению церкви в часть государственного аппарата как средства воспитания, просвещения и контроля над подданными. Симпатизировал церковно-государственному устройству в протестантских странах, за что неоднократно подвергался обвинениям в ереси. Утверждая божественное происхождение царской власти, в то же время использовал принципы «естественного права» — бог наделяет правителя властью через волю народа. Выступал за терпимость в отношении старообрядцев и представителей других христианских конфессий.

Являлся автором ряда исторических сочинений: «Истории императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии» (около 1713), «Краткой повести о смерти Петра Великого, императора Российского» (1726), «Истории об избрании и восшествии на престол государыни императрицы Анны Иоанновны» (1730) и др., в которых идеализировал Петра I и его деятельность. Реформировал жанр церковной проповеди, частично избавив её от тяжеловесных риторических форм; считался лучшим проповедником своего времени. Литературное и историческое творчество Прокоповича оказало влияние на А. Д. Кантемира, В. Н. Татищева, А. П. Сумарокова, М. В. Ломоносова.

Основные труды


• Слова и речи поучительные, похвальные и поздравительные. Ч. 1—4. СПб., 1760—1767.

• История императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии. СПб., 1773.

• Подробная летопись от начала России до Полтавской баталии. Ч. 1—4. СПб., 1798—1799.

• Краткая повесть о смерти Петра Великого. СПб., 1819.

• История об избрании и восшествии на престол государыни императрицы Анны Иоанновны. СПб., 1837.

• Письма Феофана Прокоповича, писанные в царствование Императрицы Екатерины I и Петра II // Труды Киевской духовной академии. 1865. № 2.

Сочинения. М.-Л., 1961.

• Избранные труды. М., 2010.

Литература


Чистович И. А. Феофан Прокопович и его время. СПб., 1868.

Барсов Н. Личность Феофана Прокоповича. СПб., 1879

Морозов П. О. Феофан Прокопович как писатель. СПб., 1880.

Тихомиров Ф. А. Идея абсолютизма Бога и протестантский схоластицизм в богословии Феофана Прокоповича // Христианское чтение. 1884. № 9/10.

Гурвич Г. «Правда воли монаршей» Феофана Прокоповича и её западноевропейские источники. Юрьев, 1915.

Просина А. Б. Апология абсолютизма в учении Феофана Прокоповича о государстве и праве // Вестник МГУ. Право. 1954. № 2.

Винтер Э. Феофан Прокопович и начало русского Просвещения // XVIII век. Сб. 7. М.-Л., 1966.

Ничик В. М. Феофан Прокопович. М., 1977.

Смирнов В. Г. Феофан Прокопович. М., 1994.

Буранок О. М. Русская литература XVIII в.: Петровская эпоха; Феофан Прокопович. М., 2003.

Буранок О. М. Лирика Феофана Прокоповича и историко-литературный процесс в России первой трети XVIII века. Самара, 2004.