ПИРОГОВ Николай Иванович
13 (25) ноября 1810, Москва — 23 ноября (5 декабря) 1881, с. Вишня Винницкого у. Подольской губ.
Российский военный хирург, анатом, педагог, деятель образования
Родился в семье военного казначея Ивана Ивановича Пирогова. Уже в детстве проявил интерес к медицине, занимался с другом семьи профессором Московского университета Е. О. Мухиным. Учился в московском частном пансионе В. С. Кряжева, затем, добавив себе 2 года, поступил на медицинский факультет Московского университета (1824—1828), по окончании которого учился в профессорском институте Дерптского университета (1828—1832), работая там же в хирургической клинике; профессор хирургии Дерптского университета (1836—1841). Стажировался в немецких и французских университетах и клиниках, работал в больницах Риги и Дерпта. Профессор кафедры хирургии петербургской Медико-хирургической академии (1841—1856), где создал первую в России хирургическую клинику, исследовал применение эфирного наркоза при операциях. Одновременно был директором завода по производству хирургических инструментов, приглашался консультантом в петербургские больницы.
В 1847 с целью проверки в полевых условиях разработанных им операционных методов отправился в действующую армию на Кавказ. Впервые применил перевязку бинтами, пропитанными крахмалом, начал проведение операций под эфирным наркозом в полевых условиях. Во время Крымской войны (1853—1856) был главным военным хирургом Севастополя. Впервые в истории медицины наложил гипсовую повязку в полевых условиях (1854), привлёк женщин (сестёр милосердия) к уходу за ранеными на фронте (1855). Впоследствии в качестве консультанта по военной медицине и хирургии выезжал на фронты франко-прусской (1870—1871) и русско-турецкой (1877—1878) войн.
После критики действий правительства во время Крымской войны был вынужден уйти из Медико-хирургической академии. С 1856 был попечителем Одесского, в 1858—1861 Киевского учебных округов, в 1862—1866 руководил учёбой посланных за границу (Гейдельберг) молодых русских врачей (в том числе, И. И. Мечникова); осматривал там раненого Дж. Гарибальди. С 1866 жил в своём имении Вишня под Винницей (ныне в черте города), где работал врачом в открытой им бесплатной больнице; ненадолго выезжал оттуда за границу, а также по приглашению Санкт-Петербургского университета для чтения лекций. После смерти тело Пирогова было забальзамировано по изобретённому им способу и погребено в имении в мавзолее при церкви.
Пирогов создал учение об общих принципах военно-полевой хирургии, заложил фундамент военно-врачебной администрации, которая включала правила лечебно-эвакуационного обеспечения войск и организацию медицинской службы. Много внимания уделял организации выноса раненых с поля боя и транспортировке их на перевязочные пункты. Инициатор введения в штаты войсковых частей специальных носильщиков (1869). Высказал мысль о единстве лечения и эвакуации, о зависимости лечения ран от свойств ранящего оружия, первым выдвинул идею сортировки раненых, рекомендовал применять «сберегательную хирургию» (отказался от ранних ампутаций при огнестрельных ранениях конечностей с повреждением костей). Первым провозгласил принцип разделения территории страны и тыла действующей армии на эвакуационные районы, в каждом из которых предлагал создавать эвакуационную комиссию. Создал учение об общей и местной реакции организма на травмы, о ранениях, осложнениях и т.д., о различных видах огнестрельных ранений с повреждением костей, сосудов и нервов. Основоположник топографической анатомии, автор анатомического атласа «Топографическая анатомия, иллюстрированная разрезами, проведёнными через замороженное тело человека в трёх направлениях» (т. 1—4, 1851—1854).
Утверждая нелепость сословного воспитания, разлад между школой и жизнью, выдвигал в качестве главной цели воспитания формирование высоконравственной личности, готовой отрешиться от эгоистических устремлений ради блага общества, что требует осуществления принципов гуманизма и демократизма на всех ступенях и во всех формах воспитания и обучения. Система образования, обеспечивающая развитие личности, должна, по Пирогову, строиться на научной основе, принципах преемственности образования, давать знания для практической жизни. Содержание образования и организация учебной работы должны обеспечить развитие умственных способностей, приобретение широкого круга знаний, планомерную подготовку ума к самостоятельной деятельности. Специальное образование может строиться только на основе общего, главная задача которого — составлять постепенное развитие умственных способностей учащегося, восприимчивость его к различным областям знания. Важную роль отводил методам обучения, подчёркивая, что результативен только такой способ преподавания, в котором активен и учитель, и ученик; когда учитель умеет активизировать все духовные (не только умственные) силы учащегося. Отсутствие способности владеть вниманием воспитанников расценивал как источник неудач педагогических воздействий. Большое значение придавал умению педагога учитывать индивидуальные различия в характере и способностях учеников. Успех обучения ставил в зависимость от четырёх факторов: личности ученика, личности учителя, индивидуального подхода, особенности учебного предмета.
Задачи обучения считал подчинёнными воспитанию и нравственному развитию личности. Анализируя сущность воспитания, называл в качестве безусловного руководящего принципа уважение к ребёнку. Необходимым условием успеха в воспитании считал изучение особенностей детской природы, закономерностей психического и физического развития ребёнка, а также знание индивидуальных свойств каждого воспитанника. Важнейшую роль отводил личности воспитателя, отмечая, что высокая нравственность педагога — основа нравственности ребёнка, был противником телесных наказаний. Большой нравственный потенциал видел в развитии познавательных интересов. В процессе воспитания главное внимание уделял выработке высоких нравственных убеждений и цельного мировоззрения.
Взгляды Пирогова оказали большое влияние на развитие русской педагогической мысли и получили большой общественный резонанс. Выдвинутые им принципы получили развитие как в творчестве современников (К. Д. Ушинский, Н. X. Вессель, В. Я. Стоюнин и др.), так и в деятельности представителей следующих поколений, способствовали возникновению широкого движения за изучение ребёнка и разработке научных основ воспитания и обучения.
Основные труды
• Полный курс прикладной анатомии человеческого тела. СПб., 1843—1845.
• Вопросы жизни // Морской сборник. 1856. № 9.
• Начала общей военно-полевой хирургии, взятые из наблюдений военногоспитальной практики и воспоминаний о Крымской войне и Кавказской экспедиции. Ч. 1—2. Дрезден, 1865—1866.
• Университетский вопрос. СПб., 1863.
• Сочинения. Т. 1. 2-е изд. СПб., 1914.
• Сочинения. Т. 2. 2-е изд. СПб., 1916.
• Севастопольские письма и воспоминания. М., 1950.
• Избранные педагогические сочинения. М., 1952.
• Избранные педагогические сочинения. М., 1985.
Библиография
▫ Геселевич А. М. Научное, литературное и эпистолярное наследие Николая Ивановича Пирогова. М., 1956.
Литература
◦ Бертенсон И. В. Николай Иванович Пирогов. СПб., 1881.
◦ Алфёров А. Д. Н. И. Пирогов как педагог-администратор. М., 1897.
◦ Сакулин П. Н. Н. И. Пирогов, как педагог. М., 1907.
◦ Волкович В. А. Друг человечества Н. И. Пирогов. СПб., 1910.
◦ Афонский А. П. Николай Иванович Пирогов, его жизнь и педагогическая проповедь. М., 1911.
◦ Памяти Николая Ивановича Пирогова. СПб., 1911.
◦ Современное значение педагогических идей Н. И. Пирогова. СПб., 1911.
◦ Острогорский А. Н. Н. И. Пирогов и его педагогические заветы. СПб., 1914.
◦ Мусин-Пушкин А. А. Н. И. Пирогов, как педагог. Пг., 1917.
◦ Красновский А. А. Педагогические идеи Н. И. Пирогова. М., 1949.
◦ Пазинич Б. С. Проблемы дидактики высшей школы в педагогическом наследии Н. И. Пирогова. Дис. … канд. пед. наук. М., 1975. (Автореферат).
◦ Никольская А. А. Роль Н. И. Пирогова в русской педагогической психологии // Вопросы психологии. 1982. № 1.
◦ Савенок Г. Г. Деятельность Н. И. Пирогова по подготовке учительских кадров // Советская педагогика. 1985. № 8.
◦ Никольская А. А. Н. И. Пирогов: нравственный человек — цель воспитания // Советская педагогика. 1990. № 11.
◦ Богуславский М. В. Педагогические идеи Н. И. Пирогова // Педагогика. 2010. № 9.
◦ Богуславский М. В. Формирование философско-педагогической системы Н. И. Пирогова // Известия РАО. 2010. № 4.
Архивы
≡ Военно-медицинский музей г. Санкт-Петербурга. Личный фонд Н. И. Пирогова, ф. 21, 720 ед. хр., 1836—1881 гг.