Авторы · Издания · Разделы · Ссылки · О библиотеке · Обратная связь

ПИНКЕВИЧ Альберт Петрович

24 декабря 1883 (5 января 1884), д. Урунда Уфимской губ. — 25 декабря 1937, Москва

Российский и советский педагог, деятель образования


Родился в семье ссыльного польского дворянина. Окончил Уфимскую гимназию (1902), затем естественное отделение физико-математического факультета Казанского университета (1909). Участник революции 1905—1907 гг. (в Самаре, Екатеринбурге, Нижнем Тагиле), в 1907 арестован, но вскоре освобождён, был под надзором полиции. Преподавал в Вольском кадетском корпусе и Вольской учительской семинарии. С 1914 в Петрограде: преподавал естествознание в Тенишевском реальном училище, земской учительской школе и на педагогических курсах при Фребелевском обществе. Здесь познакомился с М. Горьким, принимал участие в его издательской деятельности (под псевдонимом Адам Бельский).

После Февральской революции 1917 активно участвовал в общественно-политической жизни: был членом многих социал-демократических организаций, союзов; один из главных сотрудников меньшевистской газеты «Новая Жизнь». Отрицательно отнёсся к захвату власти большевиками, однако затем решил сотрудничать с советской властью. Уже в октябре 1917 по инициативе А. В. Луначарского вошёл в состав культурно-просветительской комиссии, затем активно включился в работу по преобразованию школы. Делегат Чрезвычайного съезда РСДРП (б) (декабрь 1917), избран членом ЦК.

В мае 1918 возглавил Совет экспертов по народному образованию при Комиссариате просвещения Союза коммун Северной области. Руководил разработкой варианта проекта «Положения о единой трудовой школе», в котором, в отличие от проекта Наркомпроса РСФСР, предусматривались сохранение классно-урочной системы занятий в школе, систематическое изучение предметов, обязательность домашних заданий. Один из организаторов и первый ректор Государственного педагогического института им. А. И. Герцена (Петроград) и Уральского государственного университета (Екатеринбург), ректор и профессор 2-го МГУ (1924—1932), инициатор создания при нём НИИ педагогики (1926) и его первый директор. Член Государственного учёного совета (1923—1932), в 1931—1936 работал в Высшем коммунистическом институте просвещения. Член Президиума Всесоюзного комитета по высшему техническому образованию при ЦИК СССР (1932—1937) и председатель его учебно-методического совета. Доктор педагогических наук (1935).

Опубликовал учебники для учительских институтов и семинарий, кадетских корпусов и высших начальных училищ по геологии, минералогии, химии. Считал, что основные цели изучения естествознания в школе — выработка научного понимания природы, развитие логического мышления, способность к самостоятельной работе, нравственное и эстетическое воспитание учащихся. Детально разработал методику проведения опытов, наблюдений, экскурсий. Автор первых советских учебников и учебных пособий по педагогике («Педагогика», т. 1—2, 1924—1925; «Основы советской педагогики. Рабочая книга для педтехникумов», 1929, и др.), работ по методологическим проблемам педагогической науки. Педагогику определял как социально-биологическую и прикладную науку, воспитание рассматривал как содействие развитию прирождённых свойств человека. В 1930-х гг. взгляды по многим теоретическим вопросам изменились: подчёркивая самостоятельность педагогической науки, указал на связь её со многими смежными науками, прежде всего с логикой, психологией и физиологией высшей нервной деятельности.

Уделял большое внимание проблемам развития ребёнка, воспитанию его восприятия и представлений, памяти, воображения, мышления, широко используя при этом данные педагогической психологии и экспериментальной педагогики. Разрабатывал проблемы влияния социальной среды на формирование личности, вопросы организации учебного процесса в советской школе, формирования детского коллектива и его самоуправления, трудового воспитания и др. Автор ряда исследований по истории педагогики, проблемам народного образования Америки, Франции, Германии, Австрии и др.

Незаконно репрессирован (расстрелян). Реабилитирован в 1956.

Основные труды


Методика начального курса естествознания. 4-е изд. М., 1922.

Основные проблемы современной школы. Пг., 1924.

Советская педагогика за десять лет (1917—1927). 2-е изд. М., 1927.

Краткий очерк истории педагогики. 2-е изд. М., 1930.

Непрерывная производственная практика в Америке. М., 1930.

Основы методики естествознания. 9-е изд. М., 1930.

Педагогика и марксизм. М., 1930.

Педагогика. Т. 1. 6-е изд. М., 1930.

Педагогика. Т. 2. 5-е изд. М., 1929.

И. Г. Песталоцци. М., 1933.

Библиография


Альберт Петрович Пинкевич. Биобиблиографический указатель. М., 1984.

Литература

Королёв Ф. Ф. А.П. Пинкевич – видный советский педагог // Советская педагогика. 1962. № 5.

Корнейчик Т. А. А.П. Пинкевич. К 80-летию со дня рождения // Народное образование. 1964. № 1.

Лейко Л. М. Вопросы теории педагогики в работах А. П. Пинкевича. Дис. … канд. пед. наук. М., 1975. (Автореферат).

Волков В. С. Альберт Петрович Пинкевич: петроградский период жизни и деятельности // Гуманитарные науки и гуманитарное образование. СПб., 2003.