ПИАЖЕ Жан (франц. Jean William Fritz Piaget)
9 августа 1896, Невшатель (Швейцария) — 16 сентября 1980, Женева
Швейцарский психолог, биолог, логик, основатель Женевской школы генетической психологии
Сын Артура Пиаже, профессора средневековой литературы в Невшательском университете. В молодости серьёзно увлекался биологией (исследованием моллюсков), ещё до окончания школы опубликовал несколько научных работ.
Окончил латинский колледж, затем университет Невшателя (1915), где изучал биологию. Учился в Цюрихском университете (1918—1919) и Сорбонне (1919—1921), под руководством А. Бине работал в детской художественной школе в Париже.
С 1921 профессор, с 1929 директор Института Ж. Ж. Руссо в Женеве, профессор Невшательского (1923—1929) и Лозаннского (1937—1954) университетов. Первый президент Швейцарского психологического общества (1942), директор Психологической лаборатории (с 1940), Международного центра генетической эпистемологии в Женеве (с 1955), Международного Бюро по образованию ЮНЕСКО (1929—1968).
Основатель Международного центра генетической эпистемологии в Париже (1955), журнала «Исследования по генетической эпистемологии» (1957). Лауреат премии Бальцана в номинации социально-политических наук (1979).
Занимался изучением языка и мыслительных процессов у детей, обращая особое внимание на представления ребенка о пространстве, времени, числе и причинности, восприятие и нравственное развитие. Вёл подробные дневники развития собственных детей, на их основе опубликовал несколько книг — «Происхождение детского интеллекта» (1936), «Конструирование ребёнком реальности» (1937).
Исследуя особенности умственного развития детей и представлений их о мире, создал концепцию генетической эпистемологии: утверждал, что понимание ребёнком реальности — связное и непротиворечивое целое, позволяющее адаптироваться к окружению и проходящее в своем развитии несколько возрастных этапов (до 2 лет, 2—11 лет, 11—15 лет). Каждый из этапов основан соответственно на сенсомоторных координациях, конкретных и формальных операциях. Выдвинул гипотезу о возможности рассмотрения развития науки с точки зрения генетической эпистемологии.
Общую картину развития интеллекта дополнил изучением эмоциональных процессов, памяти, воображения, восприятия, которые рассматривались как целиком подчинённые интеллекту. Пытался осмыслить факты детского развития в аспекте их жизненного, биологического значения и поэтому связывал развитие детского мышления с общебиологическими способами жизнедеятельности организма: ассимиляцией, аккомодацией, адаптацией. Внутренний источник психического развития видел в постоянном взаимодействии и противоречии процессов ассимиляции и аккомодации, в постоянной тенденции к их уравновешиванию.
Полагал, что единственно полезная роль обучения состоит в создании ситуаций, требующих активного функционирования схем действия субъекта, а эффективность обучения зависит от того, в какой степени внешние условия соответствуют наличному уровню развития.
Идеи Пиаже подверглись критике со стороны отечественных психологов (Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, П. Я. Гальперина и др.) за недооценку фактора социокультурного окружения, конкретной обстановки и роли обучения в развитии детского интеллекта.
Концепция когнитивного развития Пиаже оказала влияние на различные аспекты психологии, теории познания, образования, философии, теории искусственного интеллекта.
Основные труды
• Преподавание математики / Ж. Пиаже и др. М., 1960.
• Генезис элементарных логических структур. М., 1963. (совместно с Б. Инельдер)
• Психология, междисциплинарные связи и система наук // Вопросы философии. 1966. № 12.
• Избранные психологические труды. М., 1969.
• Генетический аспект языка и мышления // Психолингвистика. М., 1984.
• Речь и мышление ребёнка. М., 1994.
• Суждение и рассуждение ребёнка. СПб., 1997.
• Психология интеллекта. М., 2003.
• Психология ребёнка. М., 2003.
• Генетическая эпистемология. СПб., 2004.
• Моральное суждение у ребёнка. М., 2006.
Литература
◦ Комм А. Г. Проблемы психологии интеллекта в трудах Ж. Пиаже // Вопросы психологии. 1957. № 1.
◦ Непомнящая Н. И. Анализ некоторых понятий психологической концепции Ж. Пиаже // Вопросы психологии. 1964. № 4.
◦ Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Ж. Пиаже — психолог, логик, философ // Вопросы психологии. 1966. № 4.
◦ Флейвелл Д. Х. Генетическая психология Ж. Пиаже. М., 1967.
◦ Обухова Л. Ф. Концепция Ж. Пиаже: за и против, М., 1981.
◦ Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. М., 2001.