Авторы · Издания · Разделы · Ссылки · О библиотеке · Обратная связь

ПИАЖЕ Жан (франц. Jean William Fritz Piaget)

9 августа 1896, Невшатель (Швейцария) — 16 сентября 1980, Женева

Швейцарский психолог, биолог, логик, основатель Женевской школы генетической психологии

 

Сын Артура Пиаже, профессора средневековой литературы в Невшательском университете. В молодости серьёзно увлекался биологией (исследованием моллюсков), ещё до окончания школы опубликовал несколько научных работ.

Окончил латинский колледж, затем университет Невшателя (1915), где изучал биологию. Учился в Цюрихском университете (1918—1919) и Сорбонне (1919—1921), под руководством А. Бине работал в детской художественной школе в Париже.

С 1921 профессор, с 1929 директор Института Ж. Ж. Руссо в Женеве, профессор Невшательского (1923—1929) и Лозаннского (1937—1954) университетов. Первый президент Швейцарского психологического общества (1942), директор Психологической лаборатории (с 1940), Международного центра генетической эпистемологии в Женеве (с 1955), Международного Бюро по образованию ЮНЕСКО (1929—1968).

Основатель Международного центра генетической эпистемологии в Париже (1955), журнала «Исследования по генетической эпистемологии» (1957). Лауреат премии Бальцана в номинации социально-политических наук (1979).

Занимался изучением языка и мыслительных процессов у детей, обращая особое внимание на представления ребенка о пространстве, времени, числе и причинности, восприятие и нравственное развитие. Вёл подробные дневники развития собственных детей, на их основе опубликовал несколько книг — «Происхождение детского интеллекта» (1936), «Конструирование ребёнком реальности» (1937).

Исследуя особенности умственного развития детей и представлений их о мире, создал концепцию генетической эпистемологии: утверждал, что понимание ребёнком реальности — связное и непротиворечивое целое, позволяющее адаптироваться к окружению и проходящее в своем развитии несколько возрастных этапов (до 2 лет, 2—11 лет, 11—15 лет). Каждый из этапов основан соответственно на сенсомоторных координациях, конкретных и формальных операциях. Выдвинул гипотезу о возможности рассмотрения развития науки с точки зрения генетической эпистемологии.

Общую картину развития интеллекта дополнил изучением эмоциональных процессов, памяти, воображения, восприятия, которые рассматривались как целиком подчинённые интеллекту. Пытался осмыслить факты детского развития в аспекте их жизненного, биологического значения и поэтому связывал развитие детского мышления с общебиологическими способами жизнедеятельности организма: ассимиляцией, аккомодацией, адаптацией. Внутренний источник психического развития видел в постоянном взаимодействии и противоречии процессов ассимиляции и аккомодации, в постоянной тенденции к их уравновешиванию.

Полагал, что единственно полезная роль обучения состоит в создании ситуаций, требующих активного функционирования схем действия субъекта, а эффективность обучения зависит от того, в какой степени внешние условия соответствуют наличному уровню развития.

Идеи Пиаже подверглись критике со стороны отечественных психологов (Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, П. Я. Гальперина и др.) за недооценку фактора социокультурного окружения, конкретной обстановки и роли обучения в развитии детского интеллекта.

Концепция когнитивного развития Пиаже оказала влияние на различные аспекты психологии, теории познания, образования, философии, теории искусственного интеллекта.

Основные труды


Преподавание математики / Ж. Пиаже и др. М., 1960.

Генезис элементарных логических структур. М., 1963. (совместно с Б. Инельдер)

• Психология, междисциплинарные связи и система наук // Вопросы философии. 1966. № 12.

Избранные психологические труды. М., 1969.

• Генетический аспект языка и мышления // Психолингвистика. М., 1984.

Речь и мышление ребёнка. М., 1994.

• Суждение и рассуждение ребёнка. СПб., 1997.

• Психология интеллекта. М., 2003.

• Психология ребёнка. М., 2003.

• Генетическая эпистемология. СПб., 2004.

• Моральное суждение у ребёнка. М., 2006.

Литература


Комм А. Г. Проблемы психологии интеллекта в трудах Ж. Пиаже // Вопросы психологии. 1957. № 1.

Непомнящая Н. И. Анализ некоторых понятий психологической концепции Ж. Пиаже // Вопросы психологии. 1964. № 4.

Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Ж. Пиаже — психолог, логик, философ // Вопросы психологии. 1966. № 4.

Флейвелл Д. Х. Генетическая психология Ж. Пиаже. М., 1967.

Обухова Л. Ф. Концепция Ж. Пиаже: за и против, М., 1981.

Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. М., 2001.

Ссылки


Жан Пиаже — житель Невшателя

Фонд Жана Пиаже

Общество Жана Пиаже