Авторы · Издания · Разделы · Ссылки · О библиотеке · Обратная связь

ПАВЛОВ Иван Петрович

14 (26) сентября 1849, Рязань — 27 февраля 1936, Ленинград

Российский и советский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности

 

Родился в семье священника. Учился в церковно-приходской школе, окончил рязанское духовное училище (1864), затем духовную семинарию; прочитав на последнем курсе книгу И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» и под влиянием демократической публицистики 1860-х гг. увлёкся естественными науками. После окончания семинарии поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, но вскоре перевёлся на естественное отделение физико-математического факультета (учился в 1870—1875); специализировался по физиологии животных у И. Ф. Циона и Ф. В. Овсянникова. По окончании университета поступил на 3-й курс Медико-хирургической академии (1875—1879), затем был оставлен заведующим физиологической лабораторией при клинике С. П. Боткина, проводил исследования по физиологии кровообращения (1878—1890). Одновременно (1876—1878) работал в физиологической лаборатории К. Н. Устимовича. В 1877 и 1884—1886 стажировался в Бреслау и Лейпциге, (у Р. Гейденгайна и К. Людвига).

Профессор, заведующий кафедрой фармакологии (1890), затем кафедрой физиологии (1896—1924) Военно-медицинской академии; заведующий физиологическим отделом Института экспериментальной медицины (с 1890). С 1890-х гг. при поддержке А. Нобеля (в дальнейшем Леденцовского общества) организовал там работы по исследованию физиологии высшей нервной деятельности и пищеварения у собак (в том числе, организация завода по производству натурального желудочного сока, создание питомника для собак и др.). С 1907 возглавлял физиологическую лабораторию Академии наук, с 1925 директор созданного на её базе Физиологического института АН СССР, с 1926 заведовал Научно-опытной биологической станцией Института экспериментальной медицины (в местечке Колтуши под Ленинградом, где в 1932 был построен научный городок Павлово).

Отрицательно отнёсся к приходу к власти большевиков, в 1920 обратился с письмом в Совет народных комиссаров с просьбой разрешить ему эмиграцию. По личному распоряжению В. И. Ленина, стремившегося использовать научные достижения и мировую репутацию Павлова в целях политической пропаганды, получил гарантии максимально благоприятных условий для научной деятельности (1921). В 1920—1930-х гг. неоднократно выступал (в письмах к руководству страны, на лекциях и т.д.) против произвола, насилия и подавления свободы мысли, демонстративно носил царские награды, посещал церковные службы.

Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине (1904), действительный член Академии наук (1907), АН СССР (1925), почётный член и доктор более 120 мировых академий, университетов и научных обществ. В 1935 на 15-м Международном конгрессе физиологов за многолетнюю научную работу был провозглашён «старейшиной физиологов мира» (princeps physiologorum mundi). Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Научное творчество Павлова оказало огромное влияние на представления того времени о кровообращении и, особенно, о пищеварении; учение об условных рефлексах послужило основой изучения высших функций мозга животных и человека. Учение Павлова о высшей нервной деятельности развивало идеи И. М. Сеченова. Его основу составляло представление о рефлекторной саморегуляции жизнедеятельности организма, имеющей эволюционно-биологический (адаптивный) смысл. Центральную роль в саморегуляции выполняет нервная система (принцип нервизма). Начав с исследований по физиологии кровообращения и пищеварения, приобретших впоследствии мировую известность, в начале XX в. создал учение о высшей нервной деятельности, отличавшееся строго причинным объяснением механизмов и закономерностей поведения живых существ. Основное понятие этого учения — условный рефлекс — определял как элементарное явление жизнедеятельности, интегрирующее в себе как физиологическое, так и психическое. Тем самым преодолевалась дуалистическая трактовка поведения, которое рассматривалось как целостный процесс, реализующий взаимодействие организма и среды. Преобразованное понятие о рефлексе позволило объяснить приобретение организмом новых форм поведения (научение), основу которого составляет выработка временных связей в коре больших полушарий головного мозга. Возникая на основе прирождённого безусловного рефлекса, условный рефлекс обеспечивает приспособление организма к изменяющимся условиям внешней среды.

Павлов экспериментально установил правила образования условного рефлекса и выявил лежащую в его основе динамику нервных процессов (возбуждение, торможение, иррадиация, концентрация, взаимная индукция и др.). Преобразовав традиционное представления об органах чувств, выдвинул учение об анализаторах как целостных органах, обеспечивающих вычленение во внешней среде значимых для организма раздражителей, которые выполняют функцию сигналов, несущих информацию об этой среде. Под анализатором понимался целостный нервный «прибор», включающий в себя как периферический орган (рецептор), так и проводящие нервные пути и центральные отделы головного мозга. Это позволило дать новую трактовку локализации функций в коре больших полушарий и изучить характер выработки в ней связей между различными нервными центрами.

Исследовал взаимоотношения между корой головного мозга и подкорковыми центрами, что позволило выявить роль инстинктивных и эмоциональных факторов в организации поведения. Определяя качественное различие между высшей нервной деятельностью человека и животных, выдвинул учение о двух сигнальных системах. Первые (сенсорные) сигналы взаимодействуют со вторыми (речевыми). Благодаря слову как «сигналу сигналов» мозг отражает реальность в обобщённой форме, вследствие чего радикально изменяется характер регуляции поведения.

Также выдвинул учение о типах высшей нервной деятельности, которые понимались как основанные на определённом сочетании свойств нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность) устойчивые индивидуальные «картины поведения», соотносимые с четырьмя типами темперамента. Стремясь определить своеобразие специфически человеческих типов высшей нервной деятельности, выделил художественный тип, для которого характерно преобладание чувственных образов, и мыслительный тип, которому свойственно преобладание абстрактных понятий.

Поставив своей задачей создание нового учения о поведении, первоначально назвал его «экспериментальной психологией», однако впоследствии отказался от этого термина, считая, что задачей психологии является изучение субъективного мира человека. Тем не менее, открытие условных рефлексов как механизма построения новых форм поведения оказало значительное влияние на мировую психологическую мысль. В США оно стало одним из источников бихевиоризма (с которым Павлов впоследствии полемизировал), в Советской России стимулировало выдвижение новых идей в исследованиях психических функций (в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна и др.). Неоднократно подчёркивал важность союза физиологии с психологией, наиболее прогрессивным направлением которой считал ассоцианизм.

Учение о типах высшей нервной деятельности, развитое в отечественной школе дифференциальной психофизиологии (Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын и др.), имело важное психолого-педагогическое значение, поскольку, в частности, намечало новые подходы к психодиагностике, позволяя с помощью объективных экспериментальных методов определять индивидуальные различия между людьми. На его основе разрабатывался широкий круг педагогических проблем, в особенности связанных с выработкой навыков, развитием памяти, внимания (ориентировочный рефлекс), динамики познавательных и эмоциональных процессов.

Основные труды


Полное собрание сочинений. Т. 1. М., 1951.

Полное собрание сочинений. Т. 2. Кн. 1. М., 1951.

Полное собрание сочинений. Т. 2. Кн. 2. М., 1951.

Полное собрание сочинений. Т. 3. Кн. 1. М., 1951.

Полное собрание сочинений. Т. 3. Кн. 2. М., 1951.

Полное собрание сочинений. Т. 4. М., 1951.

Полное собрание сочинений. Т. 5. М., 1952.

Полное собрание сочинений. Т. 6. М., 1952.

Литература


Анохин П. К. Иван Петрович Павлов. Жизнь, деятельность и научная школа. М.-Л., 1949.

Быков К. М. Жизнь и деятельность Ивана Петровича Павлова, М.-Л., 1949.

Квасов Д. Г., Федорова-Грот А. К., Физиологическая школа И. П. Павлова. Л., 1967.

◦ И. П. Павлов в воспоминаниях современников. Л., 1967.

Воронин Л. Г. И. П. Павлов и современная нейрофизиология. М., 1969.

Асратян Э. Л. Иван Петрович Павлов. М., 1974.

Сапарина Е. В. Последняя тайна жизни. Павлов: Этюды о творчестве. М., 1986.

Григорьян Н. А. Общественно-политические взгляды И. П. Павлова // Вестник АН СССР. 1991. № 10.

Архивы


≡ Санкт-Петербургский филиал архива РАН. Личный фонд И. П. Павлова. Ф. 259. 1870—1949 гг.