Авторы · Издания · Разделы · Ссылки · О библиотеке · Обратная связь

НЕЧАЕВ Александр Петрович

24 октября (5 ноября) 1870, Санкт-Петербург — 6 сентября 1948, Семипалатинск

Российский и советский психолог, педагог, деятель образования, один из основоположников экспериментальной педагогики


Родился в семье инспектора духовной семинарии, в которой получил среднее образование. Увлёкшись философией, поступил на философское отделение историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета (1890—1894); оставлен на факультете для подготовки к профессорскому званию, приват-доцент (1897). В 1898 направлен на стажировку в Европу: работал в лабораториях В. Вундта в Лейпциге, Г. Э. Мюллера в Геттингене, в лаборатории Э. Крепелина в Гейдельберге, знакомился с работой лаборатории Э. Меймана в Цюрихе, А. Бине в Париже. Решил посвятить себя экспериментальному изучению детского развития, внедрению эксперимента в педагогическую психологию.

После возвращения в Санкт-Петербург занимался научно-исследовательской и преподавательской работой в Педагогическом музее военно-учебных заведений в Соляном городке. Осенью 1899 в нескольких петербургских учебных заведениях организовал изучение особенностей развития памяти в школьном возрасте. В 1901 создал при Педагогическом музее первую в России лабораторию экспериментальной педагогической психологии, затем первые в России педологические курсы при ней (1904). На курсах читались циклы лекций, охватывающие разные стороны детской жизнедеятельности, проводились занятия по технике психологического эксперимента и основам статистических методов. Для слушателей были организованы практические занятия. Доступ в лабораторию был открыт для всех желающих. Прилагал активные усилия к распространению результатов исследований, вёл большую просветительскую работу среди населения, пропагандировал пути и принципы экспериментальных исследований в психологии и педагогике.

Совместно с Н. Е. Румянцевым редактировал «Ежегодник экспериментальной педагогики» (1909—1914). Инициатор и участник Всероссийских съездов по педагогической психологии (1906, 1909) и экспериментальной педагогике (1910, 1916, 1919). Один из инициаторов создания Санкт-Петербургской Педагогической академии (1907), главной задачей которой была экспериментальная разработка теории и практики обучения и воспитания, подготовка педагогов и экспертов по вопросам образования, организаторов внешкольного просвещения, руководителей учебных заведений, школьных врачей. Один из инициаторов создания Общества экспериментальной педагогики (1910).

Директор Самарского педагогического института (1917), после его преобразования в 1918 в университет дважды избирался ректором. Работал в различных научных и учебных учреждениях Москвы: профессор (1921), затем директор (1922—1925) Московского государственного психоневрологического института, одновременно преподавал психологию в медико-педагогическом институте, Институте дефективного ребёнка. В 1922 приглашался для обследования В. И. Ленина. В 1931—1935 заведовал психотехническим сектором Центрального автоэксплуатационного научно-исследовательского института, был профессором-консультантом в Институте по изучению труда и отдыха при Наркомтруде.

В 1935 по ложному доносу был репрессирован, сослан в Казахстан. В последние годы жизни работал в Семипалатинске — был научным руководителем Института физических методов лечения, консультантом психиатрической больницы и детской амбулатории (1935—1944), заведующим кафедрой педагогики и психологии Семипалатинского педагогического института (1944—1948). Доктор педагогических наук (1944).

Исследовал особенности психического развития детей, индивидуальные различия в психике детей дошкольного и школьного возрастов, психологические аспекты организации и гигиены умственного труда, проблему умственного переутомления школьников. Большое внимание уделял рассмотрению воздействия учителя на учащихся, при этом необходимым условием успешности обучения считал активное внимание. Подчеркивал необходимость сближения психологических исследований и педагогической практики, пытался строить педагогику на основе данных психологии, рассматривая её как прикладную психологию. Изобрёл для целей экспериментирования приборы: механический хроноскоп и аппарат для изучения памяти, которые были удостоены многочисленных премий на психологических выставках как в России (1903, 1906, 1911), так и за рубежом (1908, 1909, 1912). Изучал проблемы памяти и индивидуальных различий, психологии спорта, авиационной психологии и др. Исследовав мнемические процессы, экспериментально подтвердил наличие смешанных видов памяти. Утверждал, что прочное запоминание, свободное оперирование материалом, предполагает при восприятии включение в активную деятельность всех анализаторов. Рассмотрел некоторые мнемические приемы и способы: составление плана запоминаемого, повторение, усиление раздражителя. Одним из первых в отечественной психологии начал изучать условия рациональной организации труда школьников, правильного распределения труда и отдыха, психологически обосновал составление расписания школьных занятий. Разработал психофизиологические нормы профотбора для различных профессий и др. Отстаивая принципы эмпиризма, отвергал философский подход к психологии, что было воспринято как противоречие задачам перестройки психологии на основе марксизма и подвергнуто критике.

Основные труды


• К вопросу о взаимном отношении педагогики и психологии // Русская школа. 1899. № 3.

• Современная экспериментальная психология в её отношении к вопросам школьного обучения. СПб., 1901. (3-е издание: Пг., 1917.)

• Учебник психологии. СПб., 1906. (5-е издание: Пг., 1915.)

• Очерк психологии для воспитателей и учителей. Ч. 1—2. СПб., 1903—1908. (4-е издание: СПб., 1911.)

• Как преподавать психологию? СПб., 1911. (2-е издание: СПб., 1913.)

Курс педагогической психологии для народных учителей. Пг.-М., 1916.

Психологический метод обучения чтению. М., 1923.

Руководство к экспериментально-психологическому исследованию детей дошкольного и школьного возраста. Вып. 1. М., 1925.

• Психология физической культуры. М., 1927. (2-е издание: М., 1930.)

Психология школьного коллектива. М., 1928.

• Сила воли и средства ее воспитания. М., 1928. (2-е издание: М., 1929.)

Память человека и ее воспитание. М.; Л., 1929.

Психология технического изобретательства. М.; Л., 1929.

Характер человека. М.; Л., 1929.

Литература


Аншакова В. В. А. П. Нечаев // Советская педагогика. 1985. № 10.

Романов А. А. К 125-летию со дня рождения А.П.Нечаева // Мир психологии. 1996. № 1.

Романов А. А. А. П. Нечаев: у истоков экспериментальной педагогики. М., 1996.

Романов А. А. Опытно-экспериментальная педагогика первой трети XX века. М., 1997.

Аншакова В. В. Проблемы детской и педагогической психологии в творчестве А. П. Нечаева. Астрахань, 1999.

Аншакова В. В. Вклад А. П. Нечаева в становление и развитие возрастной и педагогической психологии. Астрахань, 2002.

Архивы


≡ Научный архив РАО. Личный фонд А. П. Нечаева, ф. 85, 67 ед. хр., 1887—1946 гг.