Авторы · Издания · Разделы · Ссылки · О библиотеке · Обратная связь

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич

8 (19) ноября 1711, д. Денисовка Архангелогородской губ. — 4 (15) апреля 1765, Санкт-Петербург

Российский учёный-естествоиспытатель, поэт, филолог, художник, историк, организатор науки, просветитель


Родился в семье крестьянина-помора, учился грамоте у приходского дьячка. Стремясь получить образование, в 1730 отправился в Москву, поступил в Славяно-греко-латинскую академию, в 1734 краткое время учился в Киево-Могилянской академии. В 1735 в числе наиболее отличившихся учеников был направлен в Петербург в Академический университет, а в 1736 командирован для продолжения образования в Германию, где учился горному делу и химии сначала в Марбургском университете (под руководством Х. Вольфа), а затем в университете Фрайбурга. После возвращения в Петербург (1741) был назначен адъюнктом Академии наук по физическому классу, в 1745 стал первым русским, избранным на должность профессора (академика).

В течение первых 10 лет после приезда в Петербург занимался в основном исследованиями в области естественных наук, особенно химии, физики, металлургии, физической географии. С 1753 и до конца жизни работал в самых различных областях естественных и прикладных наук, занимался наряду с этим литературным творчеством, опубликовал несколько од и трагедий, а также ряд фундаментальных филологических трудов. Член Академии художеств (1763), почётный член Шведской (1760) и Болонской (1764) академий наук.

Был инициатором разнообразных научных, технических и культурных начинаний. Видя прогресс общества, прежде всего, в развитии наук и просвещения, много сил отдал борьбе за расширение Академии наук и улучшение её работы как учебно-научного учреждения. В должности советника канцелярии Академии наук разработал план реорганизации управления Академии наук и проект её устава (1757). Инициатор и автор проекта (при содействии И. И. Шувалова) открытия в 1755 Московского университета; преподавание началось на основе трудов Ломоносова по естествознанию, русской грамматике, риторике, поэтике.

Разработал «Штаты и регламенты» для университета и академической гимназии. Предложения способствовали организации учебного дела в Академии наук: в университете были учреждены факультеты, назначены профессора, началось систематическое чтение лекций, в гимназии введена должность инспектора, назначены преподаватели из числа адъюнктов Академии наук. Проведённые по его плану демократические преобразования увеличили втрое число учащихся гимназии за счёт расширения фондов казённого содержания и постройки общежития. «Регламентами» определялись отношение гимназистов к учению, их поведение, внешний вид. Если гимназия была призвана приучать воспитанников «к правильному образу мышления», то главная обязанность гимназистов — «к наукам простирать крайнее прилежание».

Предложил проект создания в Петербурге отделения университета, не входящего в Академию наук, выдвинул идею открытия университета в Киеве, участвовал в создании Академии художеств в Петербурге, обосновал необходимость учреждения гимназий в губернских городах. Выступал сторонником бессословной системы образования вплоть до университета. Отстаивал идею светскости образования и получения молодыми поколениями основ научных знаний, синтеза классического, естественнонаучного и реального образования. Связывал формирование человека с конкретными социально-историческими условиями его жизни, с уровнем развития общества в целом. Исходил из принципа природосообразности в воспитании; считал, что воспитатель должен руководствоваться факторами естественного природного развития ребёнка: «чаще природное дарование без науки, нежили наука без природного дарования к похвале и добродетели способствовали». Природные особенности детей считал основой и источником их развития, рекомендовал педагогам строить обучение с учётом склонностей детей. Полагал, что цель воспитания — формирование человека-патриота, главными качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение родине. Утверждая органическую связь воспитания и обучения, ратовал за взаимосвязь физического и нравственного воспитания и умственного развития. Был сторонником классно-урочной системы как наиболее продуктивной для развития ума и памяти.

Основой обучения считал родной язык, в академической гимназии учредил особые классы по изучению русского языка. В 1743 написал «Краткое руководство к риторике» на русском языке (до этого учебники устного и письменного красноречия составлялись либо на церковно-славянском языке, либо на латыни). Изданная в 1748 «Риторика» была первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной словесности. На основе «Риторики», отражающей многие теоретические вопросы развития отечественной литературной речи и письма, впоследствии были написаны учебники по русскому красноречию.

Автор первого научного труда по грамматике русского языка — «Российской грамматики» (1755, опубликована в 1757), многократно переиздававшейся и получившей самое широкое распространение в русской школе 2-й половины XVIII в. В «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке» (1758) обосновал возможность развития русского литературного языка на основе сочетания церковно-славянского и элементов разговорного языка, обусловившего разграничение литературных стилей («высокий», «средний» и «низкий» слог). Большую роль в становлении грамматических норм сыграло собственное литературное и естественнонаучное творчество. Впервые ввёл в русский язык множество новых терминов, в основном представляющих собой транскрипцию, транслитерацию или кальку устоявшихся западноевропейских научных терминов.

Добивался переводов на русский язык многих учебных пособий, перевёл с латинского языка «Волфианскую экспериментальную физику» (1746, 1760), ставшую первым русскоязычным учебником физики. Целям обучения служили и собственные труды по химии «Элементы математической химии» (1741), «Введение в истинную физическую химию» (1752), «Опыт физической химии, часть первая, эмпирическая» (1752—1753) и др.

 Считал историю одной из существенных частей образования, дающей «младым — старых разум», её патриотические задачи сформулировал в «Посвящении к "Истории Российской" В.Н. Татищева» (1749). В результате систематического изучения подлинных исторических документов издал «Краткий российский летописец с родословием» (1760), представлявший собой перечень важнейших событий до эпохи Петра I включительно, и «Древнюю российскую историю от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года» (ч. 1—2, 1766), в которой выступил с критикой норманской теории, утверждал самобытное происхождение русской культуры и государственности.

Основные труды


Российская грамматика. 5-е издание. СПб., 1788.

• Полное собрание сочинений. Т. 1—11. М.-Л., 1950—1983.

• Избранные труды по химии и физике. М., 1961.

• Избранные произведения. Л., 1986.

О воспитании и образовании. М., 1991.

Библиография


Бухштаб Б. Я. Ломоносов. Указатель основной литературы. Л., 1940.

Литература


Билярский П. С. Материалы для биографии Ломоносова. СПб., 1865.

Сиповский В. В. Литературная деятельность Ломоносова. СПб., 1911.

Сиповский В. В. Михайло Ломоносов. СПб., 1911.

Меншуткин Б. Н. Жизнеописание М. В. Ломоносова. М.-Л., 1947.

◦ Ломоносов. Сборник статей и материалов. Т. 1—5. М.-Л., 1940—1961.

Белявский М. Т. М. В. Ломоносов и основание Московского университета. М., 1955.

Бобровникова В. К. Педагогические идеи и деятельность М. В. Ломоносова. М., 1961.

Ченакал В. Л. и др. Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова. М., 1961.

Макеева В. Н. История создания «Российской грамматики» М. В. Ломоносова. М.; Л., 1961.

Радовский М. И. М. В. Ломоносов и Петербургская академия наук. М.; Л., 1961.

Перевалова Л. А. Педагогические взгляды М. В. Ломоносова. М., 1964.

Морозов А. А. Михаил Васильевич Ломоносов. М.,1965.

Курмачева М. Д. Петербургская академия наук и М. В. Ломоносов. М., 1975.

Павлова Г. Е., Федоров А. С. М. В. Ломоносов, М., 1986.

Лебедев E. H. Ломоносов. М., 1990.

Буторина Т. С. М. В. Ломоносов и педагогика. Архангельск, 2001.

Шубинский В. И. Ломоносов. М., 2010.

Боровских А. В. и др. Педагогические воззрения М. В. Ломоносова // Педагогика. 2011. № 8.

Беляев В. И. М. В. Ломоносов — основоположник отечественной педагогики // Педагогика. 2011. № 8.

Архивы


≡ Санкт-Петербургский филиал архива РАН. Личный фонд М. В. Ломоносова, ф. 20, 1294 ед. хр., 1724—1765 гг.

≡ Российский гос. архив литературы и искусства. Личный фонд М. В. Ломоносова, ф. 1625, 1698—1940 гг.

Ссылки


М. В. Ломоносов в Фундаментальной электронной библиотеке «Русская литература и фольклор»