ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич
8 (19) ноября 1711, д. Денисовка Архангелогородской губ. — 4 (15) апреля 1765, Санкт-Петербург
Российский учёный-естествоиспытатель, поэт, филолог, художник, историк, организатор науки, просветитель
Родился в семье крестьянина-помора, учился грамоте у приходского дьячка. Стремясь получить образование, в 1730 отправился в Москву, поступил в Славяно-греко-латинскую академию, в 1734 краткое время учился в Киево-Могилянской академии. В 1735 в числе наиболее отличившихся учеников был направлен в Петербург в Академический университет, а в 1736 командирован для продолжения образования в Германию, где учился горному делу и химии сначала в Марбургском университете (под руководством Х. Вольфа), а затем в университете Фрайбурга. После возвращения в Петербург (1741) был назначен адъюнктом Академии наук по физическому классу, в 1745 стал первым русским, избранным на должность профессора (академика).
В течение первых 10 лет после приезда в Петербург занимался в основном исследованиями в области естественных наук, особенно химии, физики, металлургии, физической географии. С 1753 и до конца жизни работал в самых различных областях естественных и прикладных наук, занимался наряду с этим литературным творчеством, опубликовал несколько од и трагедий, а также ряд фундаментальных филологических трудов. Член Академии художеств (1763), почётный член Шведской (1760) и Болонской (1764) академий наук.
Был инициатором разнообразных научных, технических и культурных начинаний. Видя прогресс общества, прежде всего, в развитии наук и просвещения, много сил отдал борьбе за расширение Академии наук и улучшение её работы как учебно-научного учреждения. В должности советника канцелярии Академии наук разработал план реорганизации управления Академии наук и проект её устава (1757). Инициатор и автор проекта (при содействии И. И. Шувалова) открытия в 1755 Московского университета; преподавание началось на основе трудов Ломоносова по естествознанию, русской грамматике, риторике, поэтике.
Разработал «Штаты и регламенты» для университета и академической гимназии. Предложения способствовали организации учебного дела в Академии наук: в университете были учреждены факультеты, назначены профессора, началось систематическое чтение лекций, в гимназии введена должность инспектора, назначены преподаватели из числа адъюнктов Академии наук. Проведённые по его плану демократические преобразования увеличили втрое число учащихся гимназии за счёт расширения фондов казённого содержания и постройки общежития. «Регламентами» определялись отношение гимназистов к учению, их поведение, внешний вид. Если гимназия была призвана приучать воспитанников «к правильному образу мышления», то главная обязанность гимназистов — «к наукам простирать крайнее прилежание».
Предложил проект создания в Петербурге отделения университета, не входящего в Академию наук, выдвинул идею открытия университета в Киеве, участвовал в создании Академии художеств в Петербурге, обосновал необходимость учреждения гимназий в губернских городах. Выступал сторонником бессословной системы образования вплоть до университета. Отстаивал идею светскости образования и получения молодыми поколениями основ научных знаний, синтеза классического, естественнонаучного и реального образования. Связывал формирование человека с конкретными социально-историческими условиями его жизни, с уровнем развития общества в целом. Исходил из принципа природосообразности в воспитании; считал, что воспитатель должен руководствоваться факторами естественного природного развития ребёнка: «чаще природное дарование без науки, нежили наука без природного дарования к похвале и добродетели способствовали». Природные особенности детей считал основой и источником их развития, рекомендовал педагогам строить обучение с учётом склонностей детей. Полагал, что цель воспитания — формирование человека-патриота, главными качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение родине. Утверждая органическую связь воспитания и обучения, ратовал за взаимосвязь физического и нравственного воспитания и умственного развития. Был сторонником классно-урочной системы как наиболее продуктивной для развития ума и памяти.
Основой обучения считал родной язык, в академической гимназии учредил особые классы по изучению русского языка. В 1743 написал «Краткое руководство к риторике» на русском языке (до этого учебники устного и письменного красноречия составлялись либо на церковно-славянском языке, либо на латыни). Изданная в 1748 «Риторика» была первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной словесности. На основе «Риторики», отражающей многие теоретические вопросы развития отечественной литературной речи и письма, впоследствии были написаны учебники по русскому красноречию.
Автор первого научного труда по грамматике русского языка — «Российской грамматики» (1755, опубликована в 1757), многократно переиздававшейся и получившей самое широкое распространение в русской школе 2-й половины XVIII в. В «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке» (1758) обосновал возможность развития русского литературного языка на основе сочетания церковно-славянского и элементов разговорного языка, обусловившего разграничение литературных стилей («высокий», «средний» и «низкий» слог). Большую роль в становлении грамматических норм сыграло собственное литературное и естественнонаучное творчество. Впервые ввёл в русский язык множество новых терминов, в основном представляющих собой транскрипцию, транслитерацию или кальку устоявшихся западноевропейских научных терминов.
Добивался переводов на русский язык многих учебных пособий, перевёл с латинского языка «Волфианскую экспериментальную физику» (1746, 1760), ставшую первым русскоязычным учебником физики. Целям обучения служили и собственные труды по химии «Элементы математической химии» (1741), «Введение в истинную физическую химию» (1752), «Опыт физической химии, часть первая, эмпирическая» (1752—1753) и др.
Считал историю одной из существенных частей образования, дающей «младым — старых разум», её патриотические задачи сформулировал в «Посвящении к "Истории Российской" В.Н. Татищева» (1749). В результате систематического изучения подлинных исторических документов издал «Краткий российский летописец с родословием» (1760), представлявший собой перечень важнейших событий до эпохи Петра I включительно, и «Древнюю российскую историю от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года» (ч. 1—2, 1766), в которой выступил с критикой норманской теории, утверждал самобытное происхождение русской культуры и государственности.
Основные труды
• Российская грамматика. 5-е издание. СПб., 1788.
• Полное собрание сочинений. Т. 1—11. М.-Л., 1950—1983.
• Избранные труды по химии и физике. М., 1961.
• Избранные произведения. Л., 1986.
• О воспитании и образовании. М., 1991.
Библиография
▫ Бухштаб Б. Я. Ломоносов. Указатель основной литературы. Л., 1940.
Литература
◦ Билярский П. С. Материалы для биографии Ломоносова. СПб., 1865.
◦ Сиповский В. В. Литературная деятельность Ломоносова. СПб., 1911.
◦ Сиповский В. В. Михайло Ломоносов. СПб., 1911.
◦ Меншуткин Б. Н. Жизнеописание М. В. Ломоносова. М.-Л., 1947.
◦ Ломоносов. Сборник статей и материалов. Т. 1—5. М.-Л., 1940—1961.
◦ Белявский М. Т. М. В. Ломоносов и основание Московского университета. М., 1955.
◦ Бобровникова В. К. Педагогические идеи и деятельность М. В. Ломоносова. М., 1961.
◦ Ченакал В. Л. и др. Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова. М., 1961.
◦ Макеева В. Н. История создания «Российской грамматики» М. В. Ломоносова. М.; Л., 1961.
◦ Радовский М. И. М. В. Ломоносов и Петербургская академия наук. М.; Л., 1961.
◦ Перевалова Л. А. Педагогические взгляды М. В. Ломоносова. М., 1964.
◦ Морозов А. А. Михаил Васильевич Ломоносов. М.,1965.
◦ Курмачева М. Д. Петербургская академия наук и М. В. Ломоносов. М., 1975.
◦ Павлова Г. Е., Федоров А. С. М. В. Ломоносов, М., 1986.
◦ Лебедев E. H. Ломоносов. М., 1990.
◦ Буторина Т. С. М. В. Ломоносов и педагогика. Архангельск, 2001.
◦ Шубинский В. И. Ломоносов. М., 2010.
◦ Боровских А. В. и др. Педагогические воззрения М. В. Ломоносова // Педагогика. 2011. № 8.
◦ Беляев В. И. М. В. Ломоносов — основоположник отечественной педагогики // Педагогика. 2011. № 8.
Архивы
≡ Санкт-Петербургский филиал архива РАН. Личный фонд М. В. Ломоносова, ф. 20, 1294 ед. хр., 1724—1765 гг.
≡ Российский гос. архив литературы и искусства. Личный фонд М. В. Ломоносова, ф. 1625, 1698—1940 гг.
Ссылки
► М. В. Ломоносов в Фундаментальной электронной библиотеке «Русская литература и фольклор»