Авторы · Издания · Разделы · Ссылки · О библиотеке · Обратная связь

ЛЕСГАФТ Пётр Францевич

21 сентября (3 октября) 1837, Санкт-Петербург — 28 ноября (11 декабря) 1909, Гелуан (Египет)

Российский биолог, врач-гигиенист, педагог, деятель образования, один из основоположников школьной гигиены и врачебно-педагогического контроля в физическом воспитании


Родился в семье ювелира немецкого происхождения Петера Карловича (Иоганна-Петера) Лесгафта. Получил домашнее начальное образование, в 1846—1854 учился в петербургских немецких училищах Св. Петра («Петришуле») и Св. Анны («Аннешуле») (в 1851 недолгое время был учеником аптекаря), затем в Медико-хирургической академии (1855—1861). Увлекался анатомией, был одним из лучших учеников, затем ассистентом профессора В. Л. Грубера. Одновременно был нештатным прозектором Академии, подрабатывал репетиторством, руководил практическими занятиями студентов 2-го курса, читал лекции по анатомии и хирургии слушателям Военно-фельдшерской школы. После окончания Академии был назначен внештатным ординатором без денежного содержания во 2-й Военно-сухопутный госпиталь, в женское отделение хирургической клиники профессора А. А. Китера. Член Общества русских врачей (1866).

В 1868 после получения докторских степеней по медицине и хирургии был приглашен на должность заведующего кафедрой физиологической (нормальной) анатомии Казанского университета. В 1870 впервые в России принял женщину (ученицу акушерского класса Е. С. Мужскову) на должность ассистента кафедры анатомии; в том же году из-за конфликта с руководством учебного округа вынужден был покинуть университет.

В 1870 вернулся в Петербург, занимался изготовлением анатомических препаратов, вёл научную работу в области патологической анатомии, теории физического образования. В 1872—1874 руководил кружком женщин, допущенных к занятиям в Медико-хирургической академии, одновременно служил мелким чиновником в Медицинском департаменте, участвовал в борьбе с холерой в Киевской и Могилёвской губерниях, работал врачом-консультантом в частном врачебно-гимнастическом заведении доктора А. Г. Берглинда.

Получив разрешение на педагогическую деятельность (1874), работал в Главном управлении военно-учебных заведений (до 1886), где занимался вопросами физического воспитания. В 1875—1876 в заграничных командировках: посетил 13 стран, исследовал учреждения для специальной подготовки учителей гимнастики. В 1877—1882 руководил организованными им при 2-й Санкт-Петербургской военной гимназии учебно-гимнастическими курсами. Инициатор открытия 6-месячных курсов преподавателей гимнастики и фехтования в войсковых частях (1881). В 1886—1897 читал лекции по анатомии на естественном факультете Санкт-Петербургского университета и на Рождественских курсах лекарских помощников. Принимал активное участие в работе Санкт-Петербургского общества содействия физическому развитию (с 1893); организовывал детские площадки, катки, экскурсии и прогулки для детей из малоимущих семей.

В 1893 на средства своего ученика И. М. Сибирякова открыл Биологическую лабораторию, при которой был организован музей; выходил печатный орган «Известия» (в 1896—1910 редактор). В 1896 добился открытия при Биологической лаборатории Курсов воспитательниц и руководительниц физического образования — одного из наиболее демократичных учебных заведений России, куда принимались лица любой национальности, общественного положения и вероисповедания. Революционные настроения в среде воспитанниц стали причиной закрытия Курсов правительством в январе 1905. В 1901—1902 за организацию письменного протеста 99 общественных деятелей против расправы над студентами — участниками антиправительственной демонстрации на Казанской площади — был выслан из Санкт-Петербурга (жил в Териоках, ныне Зеленогорск). Во время революции 1905—1907 в своём доме разместил Исполнительный комитет Санкт-Петербургского совета рабочих депутатов. В 1905/06 учебном году в помещении бывших Курсов открыл Вольную высшую школу и при ней вечерние курсы для рабочих (закрыты правительством в 1907, нелегально существовали до 1912). В 1909 из-за тяжёлой простуды и заболевания почек отправился на курорт Гелуан близ Каира, где и скончался. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища Санкт-Петербурга.

В основу теоретической педагогики ставил антропологический принцип, целью которого было выяснение для педагога значения личности ребёнка как самой большой ценности; при этом утверждал, что педагогика является ветвью биологии. Исходя из основного положения созданной им функциональной анатомии — о единстве формы и функции, — считал возможным воздействовать функцией, «направленным упражнением», на развитие органов человеческого тела и всего организма. Главным принципом образовательной теории называл единство физического и умственного развития человека. Как и И. М. Сеченов, в соответствии с концепциями единства и целостности всех проявлений организма, связи нервно-мышечной деятельности и внутренних органов с психическими проявлениями, рассматривал систему направленных упражнений как средство не только физического, но и умственного, нравственного и эстетического воспитания. Основой физического развития Лесгафт считал естественные движения, соответствующие особенностям каждой группы мышц. Большое значение придавал подвижным играм как средству формирования характера ребёнка.

Используя непосредственные наблюдения, разработал типологию детей, имевшую практическое значение для родителей и воспитателей. При описании школьных типов (лицемерный, честолюбивый, добродушный, мягко-забитый, злостно-забитый, угнетённый) выявил влияние семейной жизни ребёнка на его развитие. Считал, что наследственным является лишь темперамент; формирующийся тип поведения зависит от влияния среды, а характер — от активности и волевых проявлений самого ребёнка.

Критически относился к фребелевским детским садам, осуждал однообразие занятий, подавляющее самостоятельность и творческие проявления детей, противопоставлял им свою программу семейного воспитания, в которой главное место занимала гигиена матери и ребёнка, а также система физических упражнений и игр. В концепции процесса обучения раскрыл дидактическое значение ощущений, восприятий, представлений, обобщений и их проверки деятельностью. Полагал, что методы обучения должны, прежде всего, исключать механическую работу, стимулировать развитие мысли учащихся, возбуждать их сознательную деятельность, открывать простор для умственных проявлений и, усиливая эти проявления последовательной постановкой новых задач, культивировать познавательные потребности ребёнка. Подчёркивал значение отвлечённого научного понятия в познавательной деятельности учащихся и указывал на опасность переоценки наглядности в обучении.

После 1917 научное наследство Лесгафта творчески использовалось советской школой и педагогикой. В 1918 на базе Биологической лаборатории был создан Естественнонаучный институт им. П. Ф. Лесгафта, а в 1919 на базе Лесгафтовских курсов — Государственный институт физического образования им. П. Ф. Лесгафта (ныне Институт физической культуры им. П. Ф. Лесгафта).

Основные труды


• Семейное воспитание ребенка и его значение. Ч. 1—3. СПб., 1885—1912. (Переиздание: М., 1956.)

• Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Ч. 1. СПб., 1888. (Переиздание: М., 1951.)

• Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Ч. 2. СПб., 1901. (Переиздание: М., 1952.)

• Избранные педагогические сочинения. Т. 1—2. М., 1951—1952.

Собрание педагогических сочинений. Т. 1. М., 1951.

Собрание педагогических сочинений. Т. 2. М., 1952.

Собрание педагогических сочинений. Т. 3. М., 1956.

Собрание педагогических сочинений. Т. 4. М., 1953.

Собрание педагогических сочинений. Т. 5. М., 1954.

• Избранные труды по анатомии. М., 1968.

• Избранные труды. М., 1987.

• Избранные педагогические сочинения. М., 1988.

Библиография


Судзиловский Ф. В., Шабунин А. В. Библиографический указатель публикаций П. Ф. Лесгафта. Л., 1987.

Литература


Памяти Петра Францевича Лесгафта. Сб. статей. СПб., 1912.

Памяти Петра Францевича Лесгафта. Сб. статей. М., 1924.

Памяти П. Ф. Лесгафта. М., 1947.

Шахвердов Г. Г. П. Ф. Лесгафт. Очерк жизни и научно-педагогической деятельности. Л., 1950.

Шавердов Г. Г. Петр Францевич Лесгафт // Лесгафт П. Ф. Собрание педагогических сочинений. Т. 1. М., 1951. С. 7—62.

Экономов Л. Страстный учитель. Повествование о П. Ф. Лесгафте, М., 1969.

Шалимов А. Я. Вопросы детской и педагогической психологии в трудах П. Ф. Лесгафта. Дис. … канд. психол. наук. М., 1978. (Автореферат).

Шабунин А. В. П. Ф. Лесгафт. М., 1982.

Шабунин А. В. Лесгафт в Петербурге. Л., 1989.

Юдашина Н. И. Антропологическая педагогика П. Ф. Лесгафта // Педагогика. 2000. № 4.

Бух Е. Лесгафт и его теория формирования нравственных основ личности // Народное образование. 2005. № 2.

Таймазов В. А., Курамшин Ю. Ф., Марьянович А. Т. Петр Францевич Лесгафт. История жизни и деятельности. СПб., 2006.

Копейкина Т. Е. Идея совершенствования личности в педагогическом наследии П. Ф. Лесгафта. Дис. … канд. пед. наук. Архангельск, 2010.

Архивы


≡ Центральный гос. архив Санкт-Петербурга. Личный фонд П. Ф. Лесгафта. Ф. 2165.