ЛЕБЕДИНЦЕВ Константин Феофанович
13 (25) октября 1878, Радом Привислинского края — 26 октября 1925, Киев
Российский и советский педагог, математик-методист
Окончил 2-ю Киевскую гимназию (1896), затем Киевский университет (1900). Преподавал в Киевской гимназии (1900—1901), в 1-м Киевском коммерческом училище (1901—1905) и на Высших женских курсах. В 1904 в первых своих статьях подверг критике теорию свободного воспитания. В 1906 за статьи в журнале «Педагогическая неделя», содержавшие критику политики правительства в отношении учащихся, привлечён к суду и вынужден был покинуть Киев. В 1909—1916 преподавал в частной гимназии Е. А. Кирпичниковой в Москве. Член Московского математического кружка (с 1910); выступал с докладами, посвящёнными методике преподавания математики. Участвовал в работе I и II Всероссийских съездов преподавателей математики. По приглашению министра народного просвещения П. Н. Игнатьева участвовал в работе по подготовке реформы средней школы (1915, член комиссии по математике), составил собственный «Проект программ по математике для общеобразовательной средней школы». Инспектор Петроградского учебного округа (1916), председатель педагогического совета московской гимназии М. Х. Свентицкой (1917). После 1917 был консультантом Отдела реформы школ Наркомпроса РСФСР. С 1919 работал в Наркомпросе Украины; одновременно преподавал в средних и высших учебных заведениях Киева. Член правления, проректор, декан факультетов социального воспитания и профессионального образования Киевского института народного образования (с 1921).
Создал учебники по алгебре (1909—1911), отражающие основные требования реформы в области школьного математического образования; курс алгебры строится на двух взаимосвязанных идеях — развитие понятия числа и развитие понятия функциональной зависимости. В «Систематическом сборнике задач и других упражнений по курсу алгебры» (ч. 1—2, 1910—1914) впервые подобрал задачи на раскрытие свойств алгебраических функций и их графических изображений. В 1913 осуществил опыт концентрического построения систематического курса алгебры для средних учебных заведений: конкретно-индуктивное изложение уравнений 1-й и 2-й степени с необходимыми сведениями из алгебраических преобразований, и абстрактно-дедуктивное изложение теории решения уравнений и неравенств, основы учения о пределах, развитие понятия числа.
В работах 1920-х гг. рассмотрел цели, программу и методы обучения математике, разработал психологические основы методики преподавания математики, проследил историю конкретно-индуктивного и абстрактно-дедуктивного методов обучения и обосновал возможность применения в современной школе лишь конкретно-индуктивного метода изучения математических истин, связанного с активной работой учащихся и самостоятельными обобщениями и выводами.
Основные труды
• Новое направление в области методики арифметики и его практические результаты. Киев, 1906.
• Курс алгебры для средних учебных заведений. Ч. 1—2. Киев, 1910—1911.
• Метод обучения математике в старой и новой школе. М., 1914.
• Математика в народной школе (Первая ступень). М., 1918. (2-е издание: М., 1919.)
• Развитие числовых представлений у ребенка в раннем детстве. Киев, 1923.
• Введение в современную методику математики. Киев, 1925.
• Преподавание алгебры и начал анализа. Киев, 1984.
Литература
◦ Рупасов К. А. К. Ф. Лебединцев // Математика в школе. 1954. № 1.
◦ Андронов И. К. Полвека развития школьного математического образования в СССР. М., 1967.