ЛАЙ Вильгельм Август (нем. Wilhelm August Lay)
30 июля 1862, Бётцинген (р-н Брайсгау герц. Баден) — 9 мая 1926, Карлсруэ (Германия)
Немецкий педагог, теоретик экспериментальной педагогики
Из семьи крестьян. Учился в начальной школе Бётцингена (1868—1876), по настоянию отца поступил в сельскохозяйственную школу, но через год после его смерти бросил учёбу. Решив стать педагогом начальных классов, окончил среднюю школу в Генгебахе (учился в 1878—1880). Был сельским учителем, затем учился в Высшей политехнической школе и педагогическом училище Карлсруэ (1880—1883). Сдав экзамен на звание учителя (1885), продолжил обучение в университетах Фрайбурга (1885—1886) и Галле; из-за болезни не окончил образования. Работал учителем в школах Фрайбурга (1886—1893), в учительской семинарии в Карлсруэ (с 1893); преподавал естественнонаучные дисциплины и сельское хозяйство. Защитил диссертацию по экспериментальной дидактике в университете Галле (1903), профессор (1920). В 1924 в связи с тяжёлой экономической ситуацией в Германии досрочно отправлен на пенсию.
Будучи последователем Э. Мёймана, исходил из биолого-психологической трактовки единства восприятия, умственной переработки воспринятого и выражения сложившихся представлений соответствующим действием. Решающее значение в педагогической практике придавал организации действия, в понятие которого включал любую практическую и творческую деятельность учащихся, и их поведение. Считал, что действие ученика совместно со сверстниками в рамках так называемой школьной общины составляет смысл воспитания, решающим образом способствуя социализации учащихся. С помощью дидактического эксперимента стремился определить условия успешного обучения и обосновать оптимальную систему наглядных средств и методов обучения, требовал участия педагогов в экспериментальных исследованиях процесса обучения. Основное значение придавал ручному труду, учебному моделированию, химическому и физическому эксперименту, рисованию. Экспериментально разработал методику преподавания арифметики, орфографических навыков.
Полагал, что «школа действия» способна изменить социальную действительность Германии, а экспериментальная педагогика — синтезировать все педагогические искания начала XX века. Требовал расширения сети кафедр педагогики в немецких университетах. «Школа действия» как учебно-воспитательная система не выдержала проверки практикой массового обучения и превратилась в иллюстративную школу. В 1920-е гг. идеи Лая оказали значительное влияние на методику некоторых школьных предметов: естествознания, арифметики и др.
Основные труды
• Экспериментальная дидактика (с подробным изложением учения о мускульном чувстве и воле). СПб., 1905. (2-е издание: СПб., 1910; 3-е издание: СПб., 1914.)
• Экспериментальная педагогика. М., 1910. (2-е издание: М., 1912.)
• Методика естественно-исторического преподавания. СПб., 1914.
• Школа действия. Реформа школы сообразно требованиям природы и культуры. СПб., 1914.
• Первый год обучения арифметике. М., 1923.
• Экспериментальная педагогика. М., 1927.
Литература
◦ Головковский В. А. «Руководство к первоначальному обучению арифметике» В. Лая и значение его работы для методики арифметики. [М., 1915].
◦ Есипов Б. П. К критике теории Лая о процессе обучения // Советская педагогика. 1938. № 1.
◦ Парфенова И. К. Гуманно-демократическая направленность педагогических взглядов В. А. Лая // История и современные проблемы сравнительной педагогики. Пятигорск, 2004. Вып. 2. C. 113—120.
◦ Парфенова И. К. Экспериментальная дидактика В. А. Лая (1862—1926) // Педагогические записки — 2005. Пятигорск, 2005. Вып. 1. С. 133—143.