Авторы · Издания · Разделы · Ссылки · О библиотеке · Обратная связь

КОРФ Николай Александрович

2 (14) июля 1834, Харьков — 13 (25) ноября 1883, Харьков (по другим данным с. Нескучное Александровского у. Екатеринославской губ.)

Российский педагог, публицист, общественный деятель, деятель образования, организатор земских школ


Из обрусевшего остзейского баронского рода Корфов. Детство провёл в родовом имении — селе Нескучном Александровского уезда Екатеринославской губернии. Рано осиротев, вместе с двоюродным братом и сестрой воспитывался под попечением сестры матери Т. Т. Корф в семейной школе Д. Д. Градовского (сель Волчье Воронежской губернии, 1840—1843), затем в частном пансионе Крюммера в г. Верро Лифляндской губернии (1844—1845, где в совершенстве изучил немецкий язык), петербургском пансионе А. Я. Филиппова (1844—1848) и в Царскосельском лицее (1848—1854). Служил в Министерстве юстиции (1854—1856), затем вернулся в родовое имение, где занимался домашним хозяйством, принимал участие в деятельности местного дворянского собрания и земства (избирался гласным Александровского уездного земского собрания, мировым судьёй, председателем мирового съезда). Посетил Швейцарию, где изучал школьное дело; после возвращения занялся организацией в Александровском уезде трех летних земских школ (1867—1872); член, затем председатель уездного училищного совета.

Был сторонником обучения крестьянских детей на родном (украинском) языке с обязательным изучением русского, отстаивал звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Детально разработал методику ведения занятий одним учителем одновременно в трех отделениях школы. Специально для сельской школы написал учебную книгу «Наш друг» (1871), содержавшую практические советы и в меньшей степени общеразвивающий материал, которая явилась дополнением к «Родному слову» К. Д. Ушинского и получила широкое распространение  в практике земской школы. Лично инспектировал школы, обучал учителей, давал образцовые уроки, защищал интересы народной школы в печати. За время деятельности Корфом было открыто около 100 школ, их система получила распространение в других земских губерниях. Подчёркивал, что успех народной школы зависит, прежде всего, от личности учителя. Был инициатором съездов-курсов для учителей народных школ (1867), организатором учительских библиотек. Издавал «Отчёты Александровского уездного училищного совета» (вып. 1—5), которые освещали организацию совета, обязанности его членов и попечителей школ, порядок открытия народных училищ и их программы, планы школьных зданий и др., оказывая тем самым существенную помощь учителям. Разрабатывая принципы народной школы, указывал, что множеству национальных типов населения необходимы соответствующие типы школ. Резко критиковал Положение о начальных народных училищах (1874), не предусматривавшее вариативности типов начальной школы.

Деятельность Корфа вызвала враждебное отношение со стороны консервативных кругов; был забаллотирован на земских выборах, затем уехал в Швейцарию (пребывал там в 1872—1880), где открыл русскую школу в Женеве, написал ряд работ о системе народного образования в странах Европы и книги по истории для самообразования.

В 1883 неудачно пытался баллотироваться на должность заведующего городскими училищами Москвы (по приглашению московского городского головы Б. Н. Чичерина). В последние годы жизни энергично пропагандировал идею повторительных воскресных школ, в задачу которых входило закрепление знаний бывших учеников начальной школы, руководил созданием воскресных школ, учительскими съездами. Почётный член Санкт-Петербургского педагогического общества (1870), Московского комитета грамотности (1871).

Основные труды


Земский вопрос. (О народном образовании). СПб., 1867.

• Русская начальная школа. Руководство для земских гласных и учителей сельских школ. СПб., 1870. (6-е издание: СПб., 1879.)

• Наш друг. Книга для чтения учащихся в школе и дома. СПб., 1871. (11-е издание: СПб., 1882.)

• Малютка. Первая книга после азбуки для народной школы и семьи. СПб., 1872.

Наше школьное дело. Сборник статей по училищеведению. М., 1873.

Итоги народного образования в европейских государствах. СПб., 1879.

Руководство к «Нашему другу». Книга для учащих. СПб., 1881. (9-е издание: СПб., 1881.)

Руководитель для воскресных повторительных школ. СПб., 1882.

Из пережитого. Записки барона Н. А. Корфа. СПб., 1884.

Наши педагогические вопросы. Т. 1. М., 1882.

Наши педагогические вопросы. Т. 2. М., 1886.

Литература


Острогорский В. П., Семёнов Д. Д. Русские педагогические деятели. М., 1887.

Песковский М. Л. Барон Н. А. Корф, его жизнь и общественная деятельность. СПб., 1893.

Ельницкий К. В. Барон Николай Александрович Корф. Воронеж, 1903.

Пискун Г. В. Барон Н. А. Корф и его педагогическая деятельность. Н. Новгород, 1914.

Бендриков К. Е. Н. А. Корф — выдающийся организатор русской народной школы (1834—1883) // Начальная школа. 1945. № 12.

Михайлова Л. П. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды Н. А. Корфа. Дис. … канд. пед. наук. М., 1956. (Автореферат).

Михайлова Л. П. Педагогические взгляды Н. А. Корфа // Учёные записки Ишимского педагогического института. 1958. Т. 2.

Смирнов В. З. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды Н. А. Корфа // Смирнов В. З. Очерки по истории прогрессивной русской педагогики XIX в., М., 1963. Глава 9.