КОРФ Николай Александрович
2 (14) июля 1834, Харьков — 13 (25) ноября 1883, Харьков (по другим данным с. Нескучное Александровского у. Екатеринославской губ.)
Российский педагог, публицист, общественный деятель, деятель образования, организатор земских школ
Из обрусевшего остзейского баронского рода Корфов. Детство провёл в родовом имении — селе Нескучном Александровского уезда Екатеринославской губернии. Рано осиротев, вместе с двоюродным братом и сестрой воспитывался под попечением сестры матери Т. Т. Корф в семейной школе Д. Д. Градовского (сель Волчье Воронежской губернии, 1840—1843), затем в частном пансионе Крюммера в г. Верро Лифляндской губернии (1844—1845, где в совершенстве изучил немецкий язык), петербургском пансионе А. Я. Филиппова (1844—1848) и в Царскосельском лицее (1848—1854). Служил в Министерстве юстиции (1854—1856), затем вернулся в родовое имение, где занимался домашним хозяйством, принимал участие в деятельности местного дворянского собрания и земства (избирался гласным Александровского уездного земского собрания, мировым судьёй, председателем мирового съезда). Посетил Швейцарию, где изучал школьное дело; после возвращения занялся организацией в Александровском уезде трех летних земских школ (1867—1872); член, затем председатель уездного училищного совета.
Был сторонником обучения крестьянских детей на родном (украинском) языке с обязательным изучением русского, отстаивал звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Детально разработал методику ведения занятий одним учителем одновременно в трех отделениях школы. Специально для сельской школы написал учебную книгу «Наш друг» (1871), содержавшую практические советы и в меньшей степени общеразвивающий материал, которая явилась дополнением к «Родному слову» К. Д. Ушинского и получила широкое распространение в практике земской школы. Лично инспектировал школы, обучал учителей, давал образцовые уроки, защищал интересы народной школы в печати. За время деятельности Корфом было открыто около 100 школ, их система получила распространение в других земских губерниях. Подчёркивал, что успех народной школы зависит, прежде всего, от личности учителя. Был инициатором съездов-курсов для учителей народных школ (1867), организатором учительских библиотек. Издавал «Отчёты Александровского уездного училищного совета» (вып. 1—5), которые освещали организацию совета, обязанности его членов и попечителей школ, порядок открытия народных училищ и их программы, планы школьных зданий и др., оказывая тем самым существенную помощь учителям. Разрабатывая принципы народной школы, указывал, что множеству национальных типов населения необходимы соответствующие типы школ. Резко критиковал Положение о начальных народных училищах (1874), не предусматривавшее вариативности типов начальной школы.
Деятельность Корфа вызвала враждебное отношение со стороны консервативных кругов; был забаллотирован на земских выборах, затем уехал в Швейцарию (пребывал там в 1872—1880), где открыл русскую школу в Женеве, написал ряд работ о системе народного образования в странах Европы и книги по истории для самообразования.
В 1883 неудачно пытался баллотироваться на должность заведующего городскими училищами Москвы (по приглашению московского городского головы Б. Н. Чичерина). В последние годы жизни энергично пропагандировал идею повторительных воскресных школ, в задачу которых входило закрепление знаний бывших учеников начальной школы, руководил созданием воскресных школ, учительскими съездами. Почётный член Санкт-Петербургского педагогического общества (1870), Московского комитета грамотности (1871).
Основные труды
• Земский вопрос. (О народном образовании). СПб., 1867.
• Русская начальная школа. Руководство для земских гласных и учителей сельских школ. СПб., 1870. (6-е издание: СПб., 1879.)
• Наш друг. Книга для чтения учащихся в школе и дома. СПб., 1871. (11-е издание: СПб., 1882.)
• Малютка. Первая книга после азбуки для народной школы и семьи. СПб., 1872.
• Наше школьное дело. Сборник статей по училищеведению. М., 1873.
• Итоги народного образования в европейских государствах. СПб., 1879.
• Руководство к «Нашему другу». Книга для учащих. СПб., 1881. (9-е издание: СПб., 1881.)
• Руководитель для воскресных повторительных школ. СПб., 1882.
• Из пережитого. Записки барона Н. А. Корфа. СПб., 1884.
• Наши педагогические вопросы. Т. 1. М., 1882.
• Наши педагогические вопросы. Т. 2. М., 1886.
Литература
◦ Острогорский В. П., Семёнов Д. Д. Русские педагогические деятели. М., 1887.
◦ Песковский М. Л. Барон Н. А. Корф, его жизнь и общественная деятельность. СПб., 1893.
◦ Ельницкий К. В. Барон Николай Александрович Корф. Воронеж, 1903.
◦ Пискун Г. В. Барон Н. А. Корф и его педагогическая деятельность. Н. Новгород, 1914.
◦ Бендриков К. Е. Н. А. Корф — выдающийся организатор русской народной школы (1834—1883) // Начальная школа. 1945. № 12.
◦ Михайлова Л. П. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды Н. А. Корфа. Дис. … канд. пед. наук. М., 1956. (Автореферат).
◦ Михайлова Л. П. Педагогические взгляды Н. А. Корфа // Учёные записки Ишимского педагогического института. 1958. Т. 2.