Авторы · Издания · Разделы · Ссылки · О библиотеке · Обратная связь

КАПТЕРЕВ Пётр Фёдорович

7 (19) июля 1849, с. Клёново Московской губ. — 7 сентября 1922, Воронеж

Русский педагог, психолог, историк педагогики, основоположник отечественной педагогической психологии


Родился в семье сельского священника. Учился в подольском духовном училище, в духовной семинарии при Спасо-Вифанском монастыре Троице-Сергиевой Лавры (1862—1868), затем на историческом отделении Московской духовной академии (1868—1872). Профессиональную деятельность начал в 1872 преподавателем философских дисциплин Санкт-Петербургской духовной семинарии, однако после истечения обязательного срока службы (1878) подал в отставку и решил посвятить себя деятельности в области светского образования.

Преподавал логику, дидактику, психологию, педагогику, историю педагогики и другие дисциплины в средних и высших учебных заведениях Санкт-Петербурга: Александровском лицее (1882—1885), частных женских гимназиях (Э. П. Шаффе, М. Н. Стоюниной, М. А. Макаровой), на частных Фребелевских курсах (1874—1898), в Психоневрологическом институте (1909—1918), на курсах при Санкт-Петербургском учебном округе для подготовки учителей средней школы. Активную преподавательскую работу и службу по Мариинскому ведомству (1879—1917) сочетал с общественно-педагогической деятельностью в Педагогическом музее военно-учебных заведений: член нескольких отделов этого музея (общепедагогического, Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского, содействия самообразованию); в Санкт-Петербургском педагогическом обществе, Санкт-Петербургском комитете грамотности. Сотрудничал в журналах «Народная школа», «Женское образование», «Семья и школа», «Знание», «Педагогический сборник», «Образование», «Русская школа», «Воспитание и обучение», «Педагогическая мысль». В 1884 после анонимного доноса подвергся обвинениям в подрыве христианской нравственности, отстранён от преподавания на педагогических курсах, в 1885 — от чтения лекций в Александровском лицее. В 1903 получил разрешение возобновить преподавание в казённых учебных заведениях, с 1903 читал лекции (с 1912 профессор) в Санкт-Петербургском женском педагогическом институте (бывших Женских педагогических курсах Мариинского ведомства). Активно участвовал в организации и проведении учительских съездов, Всероссийских съездов по педагогической психологии (1906, 1909), экспериментальной педагогике (1910, 1913, 1916) и семейному воспитанию (1912—1913).

С 1918 жил в Воронежской губернии, работал в Острогожском уездном отделе народного образования разъездным учительским инструктором. С 1919 преподавал психологию в 1-й и 2-й единых трудовых школах II ступени Острогожска, работал заведующим учительской семинарией, преобразованной затем в педагогические курсы, на которых читал лекции. С 1921 профессор кафедры истории научной мысли факультета общественных наук Воронежского университета, профессор кафедры педагогики Института народного образования, после преобразования которого в педагогический факультет университета (1922) стал его первым деканом. Одновременно заведовал воронежским педагогическим техникумом, занимался учебно-организационными вопросами; для работы в техникуме приглашались крупные учёные Воронежского университета, политехнического и сельскохозяйственного институтов. Выступал против советской политизации школы, утверждал, что учителю в своей работе следует руководствоваться педагогическими, а не политическими задачами.

Изучал проблемы дошкольной педагогики и семейного воспитания (редактор и соавтор первой в России «Энциклопедии семейного воспитания и обучения»), общего образования, дидактики, истории, русской педагогики, педагогической психологии. Определил сущность и содержание образовательного процесса, формы и методы общего образования. Ввёл в научный оборот понятия «педагогическая психология», «педагогический процесс». Общим основанием педагогики считал антропологию (прежде всего физиологию и психологию). Обосновал необходимость вариативности общеобразовательных школ, дифференциации учебных курсов и всей структуры учебного процесса, а также целесообразность деления школ на классы, исходя из положения о существовании различных «типов ума» (продуктивный, непродуктивный, смешанный) и соответственно жизненных признаний юношества.

Под «свободным образованием», в отличие от Л. Н. Толстого, понимал образование, соответствующее природным склонностям и физическим данным ребёнка, отстаивал идею развития индивидуальности как цели воспитания. Выделил признаки хорошего урока и правильного метода обучения, обращал особое внимание на эвристический способ преподавания. Выдвинул идею автономности педагогического процесса от давления государства и церкви; необходимыми условиями такой свободы считал школьное самоуправление, независимость педагогического персонала, т. е. сосредоточение руководства школой в руках педагогического совета (а не директора), свободу союзов и собраний для учительства, улучшение материального и правового положения педагогов. С этих позиций разработал вопросы теории педагогического процесса, выявил его роль в формировании личности свободного гражданина.

Автор оригинальной историко-педагогической концепции, которая строилась на антрополого-гуманистическом подходе к интерпретации педагогических явлений. В мировом историко-педагогическом процессе акцентировал развитие общечеловеческих, гуманистических и демократических ценностей. Связывал педагогические традиции народа с его самосознанием. Был сторонником идеи единства общечеловеческих и национальных начал воспитания и образования, историко-педагогический процесс в России соотносил с общеевропейским. Исследовал народное образование в России после отмены крепостного права, охарактеризовал общие периоды развития русской школы и педагогики за время существования Российского государства, проанализировал источники движения теории и практики школьного воспитания и всей системы народного образования. Считал, что движущей силой педагогического исторического процесса является борьба между консервативным и прогрессивным направлениями педагогического движения. С демократических позиций критиковал политику самодержавия в области народного образования и существовавшую систему образования. Сформулировал критерии ценности научных трудов по истории педагогической мысли.

Основные труды


• Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей и воспитательниц. СПб., 1876. (3-е издание: СПб., 1914.)

• Национальность и наука в организации народной школы // Народная школа. 1877. № 6—7.

• Дидактические очерки. СПб., 1885. (2-е издание: СПб., 1915.)

• Из истории души. Очерки по истории ума. СПб., 1890.

• Об общественных задачах образования // Русская школа. 1892. № 2.

• Новая русская педагогия, её главнейшие идеи, направления и деятели. СПб., 1897. (2-е издание: СПб., 1914.)

• Задачи и основы семейного воспитания. СПб., 1898.

• О детских играх и развлечениях // Энциклопедия семейного воспитания и обучения. Вып. 4. СПб., 1898.

• О природе детей // Энциклопедия семейного воспитания и обучения. Вып. 17. СПб., 1899.

• Педагогический процесс. СПб., 1905.

• История русской педагогии. СПб., 1909. (2-е издание: СПб., 1915.)

Современные задачи народного образования в России. СПб., 1913.

Современные педагогические течения. СПб., 1913 (соавтор А. Ф. Музыченко).

• Новая школа в новой России // Педагогический сборник. 1917. № 10—11.

• Единая всеобщая школа // Педагогическая мысль. 1919. № 7—9.

• Педагогика и политика // Педагогическая мысль. 1921. № 9—12.

Избранные педагогические сочинения. М., 1982.

Библиография


Заварзина Л. Э. Педагогическое наследие П. Ф. Каптерева. Биобиблиография. Воронеж, 2007.

Литература


Кузьмин П. М. К вопросу о педагогических идеях П. Ф. Каптерева // Советская педагогика. 1940. № 4—5.

Тамбиева З. Н. Дидактические взгляды П. Ф. Каптерева. Дис. … канд. пед. наук. М., 1963. (Автореферат).

Лебедев П. А. Общественно-педагогическая деятельность П. Ф. Каптерева в годы Советской власти (к 125-летию со дня рождения) // Советская педагогика. 1974. № 8.

Лебедев П. А. П. Ф. Каптерев — видный педагог России второй половины XIX — начала XX столетия // Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1982. С. 7—34.

Лебедев П. А. Вопросы методологии истории русской и всеобщей педагогики в трудах П. Ф. Каптерева // Советская педагогика. 1983. № 4.

Филановская Т. А. Культурно-антропологическая концепция семейного воспитания П. Ф. Каптерева. Дис. … канд. пед. наук. Владимир, 1996. (Автореферат).

Лебедев П. А. Психолого-педагогическое наследие П. Ф. Каптерева: жизнь и деятельность: аналитико-биографический и библиографический обзор. М., 1998.

Фрадкин Ф. А., Плохова М. Г., Осовский Е. Г. Лекции по истории отечественной педагогики. М., 1995.

Лейтенс Н. С. Петр Федорович Каптерев как психолог // Мир психологии. 1998. № 3.

Столбун В. Д. Психология воспитания П. Ф. Каптерева. Тверь, 1999.

Джанибекова Э. Х. П. Ф. Каптерев как историк педагогики. Пятигорск, 2001.

◦ Педагогические деятели дореволюционного Петербурга. СПб., 2008.