Авторы · Издания · Разделы · Ссылки · О библиотеке · Обратная связь

КАЛАШНИКОВ Алексей Георгиевич

16 (28) февраля 1893, Москва — 1 января 1962, Москва

Советский учёный-геофизик, педагог, государственный деятель, деятель образования


В 1917 окончил физико-математический факультет Московского университета. Преподавал в гимназии и учительской семинарии в Москве. С 1919 в системе Наркомпроса РСФСР — заведующий отделами профессионального образования Моспрофобра (1921—1923), педагогического образования Главпрофобра. В 1921—1923 заведующий редакционным сектором Госиздата, в 1921—1929 заведующий Главной научно-педагогической секцией ГУСа, в 1926—1930 заместитель директора НИИ научной педагогики. С 1923 преподавал на Высших научно-педагогических курсах при 2-м МГУ, в Московском индустриально-педагогическом институте им. К. Либкнехта, в средних школах Москвы. В 1931—1938 в НИИ политехнического труда (позднее НИИ политехнического образования, с 1937 НИИ средней школы), Институте физики Земли АН СССР (1938—1945 и 1947—1953), Институте теоретической физики АН СССР (1941—1945). В 1945—1946 заместитель министра, в 1946—1948 министр просвещения РСФСР. В 1953—1961 в Институте методов обучения АПН РСФСР. С 1957 редактор журнала «Политехническое обучение» (с 1960 «Школа и производство»). Инициатор проведения Всероссийского совещания заведующих кафедрами педагогики, психологии и методики (1947). На посту министра занимался вопросами послевоенного восстановления школ, требовал повышения эффективности высшего педагогического образования, увеличения финансирования школьного строительства, упорядочения системы распределения школьных учебников, выселения государственных учреждений из зданий школ; по политическим мотивам уволен с должности министра, вернулся к научно-исследовательской деятельности.

В 1919—1925 разрабатывал пути создания индустриально-трудовой школы и формы подготовки для неё педагогических кадров. Выдвинул идею преобразования школы 2-й ступени в специализированную (по направлениям) школу индустриальных рабочих-подростков. Политехническое образование понимал как приобретаемый подростками «научно разработанный трудовой опыт». В его содержание включал специальные дисциплины (общее машиноведение, энергетика производства и технология обрабатываемых материалов), а также основы прикладных наук. В качестве ведущих методов обучения выделял исследовательский и бригадно-лабораторный. Перечисленное сочеталось с последовательным овладением историей техники и социальной организации труда (идея «диалога культур»). Остальные элементы культуры приводились в «гармоническую связь с помощью установления их трудовой причинности». В организации учебно-воспитательного процесса предлагал группировку учащихся по видам трудовой деятельности, замену классных помещений специально оборудованными рабочими кабинетами и построение школьной жизни как «самоуправляющейся трудовой общины». В учебный план вводились групповая работа по самообслуживанию, постепенно усложняющийся производительный труд, занятия в кабинетах и экскурсии. Основным методом обучения в педагогическом вузе считал студийно-лабораторный — самостоятельная проработка студентами материала под руководством преподавателей-консультантов.

Во второй половине 1920-х гг. разрабатывал методологические основы педагогического процесса в советской школе. Выступал против теории отмирания школы и превалирования стихийного влияния среды над целенаправленным педагогическим воздействием. Воспитание трактовал как «организованное и сознательное самоизменение человека в процессе изменения им условий своего существования». Учитывая как социальные, так и биологические факторы в воспитании, разрабатывал принципы воспитания периода переходной эпохи, типы воспитания, критерии эффективности работы педагогического коллектива.

В 1929—1931 методологические подходы к трактовке процесса воспитания подверглись в печати критике как «правый уклон в педагогике». В конце 1940-х возобновил исследования проблем политехнизации школы, разработал конкретные формы её осуществления.

Инициатор выпуска и редактор первой советской «Педагогической энциклопедии» (1927), с 1958 — один из организаторов выпуска и член редсовета «Детской энциклопедии», автор статьи о земном магнетизме.

Действительный член АПН РСФСР (1947), доктор физико-математических наук (1946), профессор (1926). Похоронен на Новом Донском кладбище.

Основные труды


• Наука и школа для труда. M., 1921.

• Опыт построения индустриально-трудовой школы ближайшего будущего. M., 1922.

• Индустриально-трудовая школа. М., 1924.

• Очерки марксистской педагогики. Т. 1. М., 1929.

• Вопросы политехнического обучения в школе, М., 1953.

Проблемы политехнического образования. М., 1990.

Литература


◦ Корнейчик Т. А. Г. Калашников // Народное образование. 1963. № 2.

◦ Камардинова У. О. А. Г. Калашников о трудовой подготовке школьников // Школа и педагогика. 1985. № 7.

Атутов П. Р., Камардинова У. О. А. Г. Калашников как ученый-педагог // Калашников А. Г. Проблемы политехнического образования. М., 1990. С. 6—32.

◦ Ермаков А. Карьера Сизифа: Первый министр просвещения Советской России Алексей Калашников, 1893—1962 гг. // Учительская газета. 2004. № 17.

Архивы


≡ Российский государственный архив экономики. Личный фонд А. Г. Калашникова, ф. 34, 2735 ед. хр., 1933—1965 гг.

≡ Государственный архив РФ. Ф. Р-4737. Оп. 2. Д. 1234 (личное дело; 1922—1937).