Авторы · Издания · Разделы · Ссылки · О библиотеке · Обратная связь

ИОРДАНСКИЙ Николай Николаевич

18 (30) апреля 1863, с. Городец Балахнинского у. Нижегородской губ. — 9 января 1941, Москва

Российский и советский педагог, деятель образования


В 1887 окончил Казанскую духовную академию. Педагогическую деятельность начал в средних школах Нижнего Новгорода, одновременно работал в губернском обществе начального образования, был одним из организаторов и преподавателей женской воскресной школы. В 1897—1911 работал инспектором народных училищ Нижнего Новгорода и Нижегородской губернии. В 1905 в Нижнем Новгороде создал первую в России общедоступную детскую библиотеку, организовал детские столовые при начальных школах, группы продлённого дня для детей бедноты. В 1911 как политически неблагонадёжный выслан в прибалтийский край; работая инспектором народных училищ, оказывал содействие латышским школам с преподаванием на родном языке.

В 1914—1917 занимался разработкой вопросов народного образования в Московском земстве. Один из организаторов Всероссийского съезда учителей (1913—1914). Преподавал в Народном университете им. А. Л. Шанявского, на Высших педагогических курсах (1915). Один из руководителей Всероссийского учительского союза. В сентябре—ноябре 1917 — заместитель председателя Комитета по народному образованию при Министерстве просвещения Временного правительства. В 1918—1919 возглавлял образовательный отдел Совета всероссийских кооперативных съездов. В 1921—1922 заведующий Главсоцвосом Наркомпроса РСФСР. В 1920—1931 преподавал педагогику в Сергиевском педагогическом техникуме (в 1920—1924 руководитель), в Центральном институте организаторов народного просвещения (в Москве), на Высших научно-педагогических курсах при 2-м МГУ. С 1926 вёл научную работу в педагогических научно-исследовательских учреждениях Москвы.

Основные труды посвящены всесторонней разработке вопросов организации отечественной школы (школоведению). Считал школоведение комплексной дисциплиной, изучающей как общие основы организации школьного дела, так и тесно связанные между собой различные стороны внутренней жизни школы: управление школой в административно-хозяйственном и педагогическом отношениях, материальную базу, организацию учебно-воспитательного процесса, положение педагогов и учеников, школьное самоуправление. Выступал за стимулирование творческой инициативы каждого педагогического коллектива, каждого учителя в организации школьной жизни.

Обосновывал пути и средства осуществления массового народного образования, выступал за создание общественно-государственной системы управления школьным делом, за широкое привлечение населения к участию в жизни школы, убеждал в необходимости тесной связи учебных заведений с трудовой жизнью населения. Считал, что школа должна не только руководствоваться потребностями общества, но и существенно влиять на его совершенствование.

Разрабатывал вопросы школьного самоуправления, которое связывал с участием воспитанников в разнообразных трудовых процессах. Рассматривал самоуправление как естественное стремление детей к самоорганизации, в котором педагогу должна принадлежать направляющая роль. Деятельность школьных советов, выборность директоров трактовал в перспективе демократизации школьной жизни. Большое значение придавал школьной кооперации, которую понимал как одно из социализирующих начал, как изучение кооперации в курсе краеведения и как организацию школьных кооперативов.

Обосновал необходимость развёртывания широкой сети объединений учащихся для удовлетворения их разнообразных интересов и для создания воспитывающей детской среды. Разработал способы применения методов наблюдения, опроса, анкетирования, тестов, анализа результатов детского труда и творчества для изучения детской среды и составил соответствующие программы.

Профессор (1922), доктор педагогических наук (1938).

Основные труды


• Бытовые и семейные условия жизни школьников в Н. Новгороде. Н. Новгород, 1907.

• Вопросы народного образования среди старообрядцев. М., 1909.

• Руководство школой. М., 1918.

• Самоуправление в сельской школе. М., 1924.

• Газета в школе как учебное средство. М.-Л., 1925.

Организация детской среды. М., 1925.

Основы и практика социального воспитания. 4-е изд. М., 1925.

Черты из быта школьников М., 1925.

Клубная и кружковая работа в школе / под ред. Н. Н. Иорданского. М.; Л., 1926.

• Кооперация в школе. М.-Л., 1926.

• Школоведение. Руководство для массового учителя. М.-Л., 1927.

Литература


Рымаков А. К. Видный деятель народного образования // Народное образование. 1964. № 5.

Рымаков А. К. Крупный деятель земской школы Н. Н. Иорданский. Дис. … канд. пед. наук. М., 1964. (Автореферат).

Берельковский И. В. Н. Н. Иорданский, его жизнь и труд // Педагогика. 1999. № 1.

Архивы


≡ Научный архив РАО. Личный фонд Н. Н. Иорданского, ф. 20, 177 ед. хр., 1849—1965 гг.