Авторы · Издания · Разделы · Ссылки · О библиотеке · Обратная связь

ГАЛАНИН Дмитрий Дмитриевич

21 октября (2 ноября) 1857, посад Пучеж Юрьевецкого уезда Костромской губ. — 1929, Москва

Российский педагог, математик-методист, историк математического образования

 

Родился в семье мещанина Дмитрия Ивановича Галанина.

Учился в Нижегородской гимназии (1867—1877), на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета (1877—1882). В 1883—1886 преподавал математику в средних учебных заведениях Петербурга: частном реальном училище Муханова, Мариинской женской гимназии.

В 1886 из-за болезни жены переселился в Москву. Занимал должность воспитателя пансиона 1-й Московской гимназии, в дальнейшем преподавал там в течение 40 лет математику и физику. Также преподавал и был председателем педагогических советов в нескольких московских женских гимназиях, попечителем городских школ, членом многих просветительских обществ.

Являлся членом-учредителем Педагогического общества при Московском университете, председателем отделения семейного воспитания, принимал участие в работе комиссии по разработке вопроса о мерах к улучшению преподавания физики и математики (1899), съездах преподавателей математики и физики.

Разработал программу по математике для средней школы нового типа, в старших классах которой, в отличие от гимназий и реальных училищ, планировалось осуществить дифференциацию обучения по трём направлениям: гуманитарному, классическому и натуралистическому.

В 1902—1915 сотрудничал в журналах «Педагогических листок», «Воспитание и обучение», «Русская школа».

После 1917 преподавал в единой трудовой школе, образовавшейся из Женской гимназии М. А. и Н. В. Чеховых, в Педагогическом техникуме для инвалидов войны (до 1924).

Автор работ по психологии, методологии и истории обучения математике и физике, общим вопросам преподавания. Боролся с недостатками дореволюционной школы, показывал несоответствие применявшихся приёмов обучения психике ребёнка, указывал на подавление личности школой. Был сторонником наглядности, деятельностного метода обучения арифметике: считал необходимым для обучения счёту и для раннего создания геометрических представлений введение в преподавание самостоятельных экспериментов ребёнка с взвешиванием предметов, пересыпанием песка и т.п. для создания отвлечённого представления о числе из наблюдений. Полагал, что понятие числа возникает у ребёнка в результате измерения и тесно связано с понятием отношения; на этой основе создал альтернативный курс арифметики.

Выступал за возможно раннее введение в преподавание функциональной зависимости и элементов геометрии, рассматриваемой с точки зрения её практического применения для обучения счёту в пределах от 10 до 20. Эти идеи были подвергнуты критике на I Всероссийском съезде преподавателей математики (1911—1912) и не получили широкого практического применения.

Исследовал историю русской методики математики, подчёркивал самобытность отечественной методико-математической мысли. Изучал творчество М. В. Ломоносова, Л. Ф. Магницкого, автор одной из первых работ по истории математического образования России.

 Основные труды


Мысли и наблюдения по вопросу о средней школе. М., 1902.

Игры и игрушки. М., 1909.

• Начальное обучение по математике // Воспитание и обучение. 1910. № 4/5.

• Психологические основы обучения математике // Русская школа. 1910. № 1.

Методика арифметики. Первый год обучения. М., 1910.

Методика арифметики. Второй год обучения. М., 1911.

Введение в методику арифметики. М., 1911.

Наглядные пособия в преподавании арифметики. М., 1912.

Начальная алгебра в связи с пропедевтическим курсом геометрии. М., 1912.

Образование и обучение. М., 1912.

Леонтий Филиппович Магницкий и его арифметика. Вып. 1. М., 1914.

Леонтий Филиппович Магницкий и его арифметика. Вып. 2 и 3. М., 1914.

История методических идей по арифметике в России. Ч. 1. XVIII век. М., 1915.

• Михаил Васильевич Ломоносов как мировой гений русской культуры. М., 1916.

Литература


Пчёлко А. С. Хрестоматия по методике начальной арифметики. М., 1940.

Ланков А. В. К истории развития передовых идей в русской методике математики. М., 1951.

 Саввина О. А. Исторические очерки о преподавании высшей математики в средних учебных заведениях России. Ч. 2. Елец, 2002.

Саввина О. А., Коломникова О. А. Методические идеи Д. Д. Галанина // Начальная школа. 2007. № 10.

Архивные материалы


▪ Научный архив РАО. Личный фонд Д. Д. Галанина, ф. 116, 16 ед. хр, 1902—1924.