ГАЛАНИН Дмитрий Дмитриевич
21 октября (2 ноября) 1857, посад Пучеж Юрьевецкого уезда Костромской губ. — 1929, Москва
Российский педагог, математик-методист, историк математического образования
Родился в семье мещанина Дмитрия Ивановича Галанина.
Учился в Нижегородской гимназии (1867—1877), на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета (1877—1882). В 1883—1886 преподавал математику в средних учебных заведениях Петербурга: частном реальном училище Муханова, Мариинской женской гимназии.
В 1886 из-за болезни жены переселился в Москву. Занимал должность воспитателя пансиона 1-й Московской гимназии, в дальнейшем преподавал там в течение 40 лет математику и физику. Также преподавал и был председателем педагогических советов в нескольких московских женских гимназиях, попечителем городских школ, членом многих просветительских обществ.
Являлся членом-учредителем Педагогического общества при Московском университете, председателем отделения семейного воспитания, принимал участие в работе комиссии по разработке вопроса о мерах к улучшению преподавания физики и математики (1899), съездах преподавателей математики и физики.
Разработал программу по математике для средней школы нового типа, в старших классах которой, в отличие от гимназий и реальных училищ, планировалось осуществить дифференциацию обучения по трём направлениям: гуманитарному, классическому и натуралистическому.
В 1902—1915 сотрудничал в журналах «Педагогических листок», «Воспитание и обучение», «Русская школа».
После 1917 преподавал в единой трудовой школе, образовавшейся из Женской гимназии М. А. и Н. В. Чеховых, в Педагогическом техникуме для инвалидов войны (до 1924).
Автор работ по психологии, методологии и истории обучения математике и физике, общим вопросам преподавания. Боролся с недостатками дореволюционной школы, показывал несоответствие применявшихся приёмов обучения психике ребёнка, указывал на подавление личности школой. Был сторонником наглядности, деятельностного метода обучения арифметике: считал необходимым для обучения счёту и для раннего создания геометрических представлений введение в преподавание самостоятельных экспериментов ребёнка с взвешиванием предметов, пересыпанием песка и т.п. для создания отвлечённого представления о числе из наблюдений. Полагал, что понятие числа возникает у ребёнка в результате измерения и тесно связано с понятием отношения; на этой основе создал альтернативный курс арифметики.
Выступал за возможно раннее введение в преподавание функциональной зависимости и элементов геометрии, рассматриваемой с точки зрения её практического применения для обучения счёту в пределах от 10 до 20. Эти идеи были подвергнуты критике на I Всероссийском съезде преподавателей математики (1911—1912) и не получили широкого практического применения.
Исследовал историю русской методики математики, подчёркивал самобытность отечественной методико-математической мысли. Изучал творчество М. В. Ломоносова, Л. Ф. Магницкого, автор одной из первых работ по истории математического образования России.
Основные труды
• Мысли и наблюдения по вопросу о средней школе. М., 1902.
• Начальное обучение по математике // Воспитание и обучение. 1910. № 4/5.
• Психологические основы обучения математике // Русская школа. 1910. № 1.
• Методика арифметики. Первый год обучения. М., 1910.
• Методика арифметики. Второй год обучения. М., 1911.
• Введение в методику арифметики. М., 1911.
• Наглядные пособия в преподавании арифметики. М., 1912.
• Начальная алгебра в связи с пропедевтическим курсом геометрии. М., 1912.
• Образование и обучение. М., 1912.
• Леонтий Филиппович Магницкий и его арифметика. Вып. 1. М., 1914.
• Леонтий Филиппович Магницкий и его арифметика. Вып. 2 и 3. М., 1914.
• История методических идей по арифметике в России. Ч. 1. XVIII век. М., 1915.
• Михаил Васильевич Ломоносов как мировой гений русской культуры. М., 1916.
Литература
◦ Пчёлко А. С. Хрестоматия по методике начальной арифметики. М., 1940.
◦ Ланков А. В. К истории развития передовых идей в русской методике математики. М., 1951.
◦ Саввина О. А. Исторические очерки о преподавании высшей математики в средних учебных заведениях России. Ч. 2. Елец, 2002.
◦ Саввина О. А., Коломникова О. А. Методические идеи Д. Д. Галанина // Начальная школа. 2007. № 10.
Архивные материалы
▪ Научный архив РАО. Личный фонд Д. Д. Галанина, ф. 116, 16 ед. хр, 1902—1924.