Авторы · Издания · Разделы · Ссылки · О библиотеке · Обратная связь

ЕСИПОВ Борис Петрович

2 (14) мая 1894, с. Полом, Глазовского у. Вятской губ. — 20 февраля 1967, Москва

Советский педагог, теоретик педагогики, организатор образования


Родился в семье волостного писаря, окончил земскую школу и гимназию г. Глазов (1912), где у него сформировался интерес к истории и филологии. В 1913—1918 учился на историко-филологическом факультете Петроградского университета, тогда же увлёкся марксизмом. После окончания обучения вернулся на родину.

С 1918 — учитель истории в Глазове, работал секретарём уездного совнархоза, в 1919—1922 возглавлял школьный подотдел Глазовского уездного отдела народного образования, затем заведовал подотделом социального воспитания при облоно в Ижевске; публиковал аналитические материалы по проблемам педагогики, рекомендации для учителей. В 1920 направил в Совнарком письмо (опубликовано в «Правде»), в котором указал на бедственное положение провинциальных учителей. В 1923 был приглашён на работу в Отдел единой школы Главсоцвоса, член Научно-педагогической секции ГУСа. Руководил организацией методической работы с учительством, участвовал в создании учебных программ для школы, подготовке материалов съездов и конференций по народному образованию.

С середины 1930-х преподавал педагогику в Академии коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской. С 1928 вёл также научно-исследовательскую работу: в Институте методов школьной работы (1928—1931), Программно-методическом институте (1931—1933), Институте теории и истории педагогики Академии педагогических наук (1944—1967; с 1946 заместитель директора, в 1951—1955 директор). Одним из первых организовал экспериментальную работу в базовых школах Института методов школьной работы. Участник Великой Отечественной войны, в 1944 демобилизован по ранению, после чего вернулся к научно-педагогической деятельности.

Разрабатывал проблемы дидактики: дал определение понятия «самостоятельная работа учащихся», выявил степень самостоятельности работы школьников в зависимости от характера их деятельности, охарактеризовал виды самостоятельной работ на различных этапах усвоения знаний. Большое место в научной деятельности Есипова занимали проблемы методов и организационных форм обучения, теория урока, вопросы классификации уроков по основным дидактическим задачам и целям.

Есипов является автором руководства по дидактике для учителей начальных классов, учебников по педагогике для педагогических училищ и институтов, а также исследований по вопросам воспитания и истории педагогики. Ему принадлежат работы о педагогических взглядах Т. Кампанеллы, В. А. Лая, К. Д. Ушинского, о теориях обучения Ж. Ж. Руссо, Л. Н. Толстого, М. Монтессори, Дж. Дьюи и др.

Член-корреспондент АПН РСФСР (1956), доктор педагогических наук, профессор (1963).

Основные труды


• О качестве урока в начальной школе. М., 1932.

• Вожатому о воспитании детей. М., 1936.

• Методическое пособие для учителя начальной школы. М., 1938.

• Педагогика. М., 1938.

Урок в начальной школе. М., 1944.

• Вопросы учебно-воспитательной работы в 1 классе. М., 1949.

Дидактика. М., 1957 (соавторы М. А. Данилов и др.).

Самостоятельная работа учащихся на уроках. М., 1961.

• Пути совершенствования методов обучения // Советская педагогика. 1963. № 12.

Литература


Боброва В. Г. Педагог-учёный Б. П. Есипов. Ижевск, 1965.

Богданова О., Мерцалова В. Б. П. Есипов — видный учёный (1894—1967) // Советская педагогика. 1984. № 10.

Шацкий В. Педагог-наставник // Советская педагогика. 1984, № 10.

Борис Петрович Есипов (1894—1967). Биобиблиографический указатель / сост. С. Ф. Батракова. М., 1992.

Шмыгина Л. Б. Б. П. Есипов и российская педагогика // Мир образования — образование в мире. 2001. № 2.

Архивы


≡ Научный архив РАО. Личный фонд Б. П. Есипова, ф. 70, 188 ед. хр., 1912—1967.