Авторы · Издания · Разделы · Ссылки · О библиотеке · Обратная связь

ДАНИЛОВ Михаил Александрович

13 (25) апреля 1899, дер. Васильевщина Псковской губ. — 25 ноября 1973, Москва

Советский педагог-теоретик, историк педагогической мысли

 

С 1918 работал учителем математики в Язвинской школе 2-й ступени Гдовского уезда Петроградской губернии.

В 1924 окончил физико-математический факультет Ленинградского педагогического института им. Н. А. Некрасова, в 1928 — Академию коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской. С 1931 на научно-педагогической работе в вузах и научно-исследовательских учреждениях: Академии коммунистического воспитания (1931—1934), Смоленском педагогическом институте (1934—1939), НИИ школ (1939—1944), НИИ общей педагогики АПН (1944—1973).

Член-корреспондент АПН РСФСР (1959), доктор педагогических наук (1960), профессор (1961).

Исследовал проблемы методологии педагогики, педагогического образования, методики педагогических исследований. Создал концепцию начального образования, в основе которой лежат идеи отбора знаний, стимулирования внутренних сил личности, организации учебного труда, требующего самостоятельности мысли и действия.

Изучая и анализируя массовую практику и передовой педагогический опыт, показал, что главной причиной отставания учащихся является недостаточное влияние традиционного процесса обучения на воспитание и развитие личности школьника. На основе многоаспектного анализа состояния проблемы стимулирования и мотивации учения в советской педагогической науке и практике 1940—60-х гг. сформулировал ряд концептуальных положений, нашедших развитие в дидактических исследованиях 1960—80-х гг.: направленность учебного процесса на воспитание у учащихся устойчивой познавательной потребности, обеспечение каждому ученику позиции субъекта учебно-познавательной деятельности.

Разрабатывал методологию педагогики как самостоятельную отрасль педагогического знания, с собственными задачами, предметом, структурой, связями со смежными науками. Защищая идеи Н. К. Крупской и А. С. Макаренко о воспитании в «гуще жизни» и о коллективе как объекте воспитания, возродил понятие «педагогический процесс», раскрыл роль концепции «саморазвития» в познании его диалектической природы и показал значимость этого понятия для исследования явлений воспитания. Стереотипному педагогическому мышлению противопоставил идею обучения как общения учителя и учащихся.

Многие идеи Данилова не были поддержаны современниками, поскольку вступали в противоречие с традиционной педагогикой, особенно в вопросах методологии исследования, трактовке диалектической природы обучения, понимании сущности педагогического руководства учебным процессом.

Основные труды


Дидактика К. Д. Ушинского. М., 1948.

Предупреждение неуспеваемости и второгодничества в школе. М., 1950.

Первая учебная четверть в школе. 2-е изд. М., 1955.

Четвертая учебная четверть в школе. М., 1955.

Дидактика. М., 1957 (совместно с Б. П. Есиповым и др.).

Процесс обучения в советской школе. М., 1960.

• Педагогический эксперимент, его теоретические основы и условия применения в исследовании. М., 1971.

• Разработка методологических проблем педагогики. М., 1971.

• Теоретические основы и методы фундаментальных педагогических исследований. М., 1972.

Дидактика средней школы / под ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина. М., 1975.

Литература


Вилькеев Д. Михаил Александрович Данилов // Советская педагогика. 1980. № 8. С. 121—123.

Валиулин И. К. Теоретические основы активизации процесса обучения в дидактическом наследии М. А. Данилова. Дис. … канд. пед. наук. Казань, 1983.

М. А. Данилов (1899—1973): библиографический указатель. М., 1988.

Колташ С. И. Формирование концепции процесса обучения в научно-педагогической деятельности М. А. Данилова. Дис. … канд. пед. наук. Красноярск, 1990.

Степашко Л. А. М. А. Данилов — дидакт и методолог // Педагогика. 1999. № 2. С. 123—125.

Педагог-гуманист, методолог и теоретик М. А. Данилов. Хабаровск, 1999.

Архивные материалы


▪ Научный архив РАО. Личный фонд М. А. Данилова, ф. 95, 734 ед. хр., 1927—1975.