ДАНИЛОВ Михаил Александрович
13 (25) апреля 1899, дер. Васильевщина Псковской губ. — 25 ноября 1973, Москва
Советский педагог-теоретик, историк педагогической мысли
С 1918 работал учителем математики в Язвинской школе 2-й ступени Гдовского уезда Петроградской губернии.
В 1924 окончил физико-математический факультет Ленинградского педагогического института им. Н. А. Некрасова, в 1928 — Академию коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской. С 1931 на научно-педагогической работе в вузах и научно-исследовательских учреждениях: Академии коммунистического воспитания (1931—1934), Смоленском педагогическом институте (1934—1939), НИИ школ (1939—1944), НИИ общей педагогики АПН (1944—1973).
Член-корреспондент АПН РСФСР (1959), доктор педагогических наук (1960), профессор (1961).
Исследовал проблемы методологии педагогики, педагогического образования, методики педагогических исследований. Создал концепцию начального образования, в основе которой лежат идеи отбора знаний, стимулирования внутренних сил личности, организации учебного труда, требующего самостоятельности мысли и действия.
Изучая и анализируя массовую практику и передовой педагогический опыт, показал, что главной причиной отставания учащихся является недостаточное влияние традиционного процесса обучения на воспитание и развитие личности школьника. На основе многоаспектного анализа состояния проблемы стимулирования и мотивации учения в советской педагогической науке и практике 1940—60-х гг. сформулировал ряд концептуальных положений, нашедших развитие в дидактических исследованиях 1960—80-х гг.: направленность учебного процесса на воспитание у учащихся устойчивой познавательной потребности, обеспечение каждому ученику позиции субъекта учебно-познавательной деятельности.
Разрабатывал методологию педагогики как самостоятельную отрасль педагогического знания, с собственными задачами, предметом, структурой, связями со смежными науками. Защищая идеи Н. К. Крупской и А. С. Макаренко о воспитании в «гуще жизни» и о коллективе как объекте воспитания, возродил понятие «педагогический процесс», раскрыл роль концепции «саморазвития» в познании его диалектической природы и показал значимость этого понятия для исследования явлений воспитания. Стереотипному педагогическому мышлению противопоставил идею обучения как общения учителя и учащихся.
Многие идеи Данилова не были поддержаны современниками, поскольку вступали в противоречие с традиционной педагогикой, особенно в вопросах методологии исследования, трактовке диалектической природы обучения, понимании сущности педагогического руководства учебным процессом.
Основные труды
• Дидактика К. Д. Ушинского. М., 1948.
• Предупреждение неуспеваемости и второгодничества в школе. М., 1950.
• Первая учебная четверть в школе. 2-е изд. М., 1955.
• Четвертая учебная четверть в школе. М., 1955.
• Дидактика. М., 1957 (совместно с Б. П. Есиповым и др.).
• Процесс обучения в советской школе. М., 1960.
• Педагогический эксперимент, его теоретические основы и условия применения в исследовании. М., 1971.
• Разработка методологических проблем педагогики. М., 1971.
• Теоретические основы и методы фундаментальных педагогических исследований. М., 1972.
• Дидактика средней школы / под ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина. М., 1975.
Литература
◦ Вилькеев Д. Михаил Александрович Данилов // Советская педагогика. 1980. № 8. С. 121—123.
◦ Валиулин И. К. Теоретические основы активизации процесса обучения в дидактическом наследии М. А. Данилова. Дис. … канд. пед. наук. Казань, 1983.
◦ М. А. Данилов (1899—1973): библиографический указатель. М., 1988.
◦ Колташ С. И. Формирование концепции процесса обучения в научно-педагогической деятельности М. А. Данилова. Дис. … канд. пед. наук. Красноярск, 1990.
◦ Степашко Л. А. М. А. Данилов — дидакт и методолог // Педагогика. 1999. № 2. С. 123—125.
◦ Педагог-гуманист, методолог и теоретик М. А. Данилов. Хабаровск, 1999.
Архивные материалы
▪ Научный архив РАО. Личный фонд М. А. Данилова, ф. 95, 734 ед. хр., 1927—1975.