Авторы · Издания · Разделы · Ссылки · О библиотеке · Обратная связь

ЧЕХОВ Николай Владимирович

15 (27) июня 1865, Санкт-Петербург — 8 ноября 1947, Москва

Российский и советский педагог, деятель образования, методист, историк педагогики


Родился в семье врача-психиатра В. Н. Чехова. После домашней подготовки в 1877 поступил во второй класс 6-й Санкт-Петербургской гимназии, которую окончил в 1884. Учился на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета (1884—1888). В 1888 поступил в Археологический институт, который не окончил.

Педагогическую деятельность начал в 1890 заведующим училищами Богородицкого земства Тульской губернии. Вёл большую методическую работу с учителями. Выступал за введение всеобщего обучения, участвовал в подготовке и работе Всероссийского съезда деятелей по профессионально-техническому образованию (1895—1896), в создании учительского общества взаимопомощи (1896). В 1897—1902 заведовал училищем и школами Екатерининской железной дороги, участвовал в создании Общества содействия физическому развитию детей, читал лекции по истории русской литературы в Екатеринославском народном университете.

В 1902 переехал на работу в Тверь, где был избран председателем местного учительского общества. Проинспектировал все городские и многие сельские школы губернии. Проводил занятия по методике преподавания на летних учительских курсах-съездах. В 1903 подготовил выставку отдела народного образования Тверского земства в Ярославле. Председатель правления Тверского учительского общества взаимопомощи. В 1904 в знак протеста против правительственных ограничений деятельности земств оставил эту работу. В 1905—1907 участвовал в работе нелегальных учительских съездов в Москве и Финляндии, был членом ЦК нелегального Всероссийского учительского союза, председателем Федерации национальных учительских союзов и просветительских обществ. С 1907 издавал и редактировал журнал «Учитель».

В 1909 переехал в Москву, где занимал должность заведующего школами в Московской городской управе, а затем руководил Московскими женскими педагогическими курсами имени Д. И. Тихомирова (до 1916). В 1909—1910 помощник члена Московской городской думы, заведующего училищным отделом. В 1910—1916 председатель совета курсов Общества воспитательниц, преподаватель методики русского языка в 8-х классах четырёх женских гимназий. В 1916—1919 заведовал земскими двухгодичными педагогическими курсами в Воронеже. С февраля по октябрь 1917 председатель городской думы, до сентября 1917 редактор «Воронежского телеграфа», председатель местного учительского союза.

В 1919—1920 заведовал школьными отделами разных районов Москвы. В 1920—1927 работал в Наркомпросе: член коллегии отдела единой школы, заведующий отделом опытно-показательных учреждений, член коллегии Главсоцвоса. В 1923—1930 и. о. профессора педагогического факультета 2-го МГУ, в 1925—1930 профессор высших педагогических курсов. Читал лекции для учителей в Козлове, Усмани, Владимире, Калуге, Серпухове, Вологде, Твери и др. городах. В 1922—1930 член Института детской литературы, затем отделения детской литературы Института внешкольного образования и Института научной педагогики. В 1930—1935 консультант НКП. В 1935—1938 член Музея детской книги, в 1938—1944 научный сотрудник Государственного НИИ школ. В 1944—1945 заведовал Научным архивом АПН РСФСР, в 1945—1947 научный сотрудник Института теории и истории педагогики АПН, Института методов обучения.

Автор свыше 800 работ по различным вопросам педагогики, истории и организации народного образования, школоведения, детской литературы и чтения, методики преподавания русского языка, учебников и учебных пособий. Отстаивал идеи воспитывающего обучения, связи теории с практикой, высоко оценивал роль трудового обучения.

Один из членов-учредителей и действительный член АПН РСФСР (1944), доктор педагогических наук (1940), профессор (1924), заслуженный деятель науки РСФСР (1940).

Основные труды


• Свободная школа. Опыт организации средней школы нового типа. М., 1907.

Новейшие течения в обучении русскому языку в начальной школе. М., 1911.

Народное образование в России с 60-х годов XIX века. М., 1912.

• Детская книга и детское чтение. М., 1915.

Типы русской школы в их историческом развитии. М., 1923.

• Картинный словарь русского языка. Наглядное учебное пособие для учащихся нерусских начальных школ. М., 1945.

Литература


Медынский E. H. Старейший советский педагог H.В. Чехов // Советская педагогика. 1945. № 9.

Смирнов О. Н. Академик Н. В. Чехов // Начальная школа. 1945. № 7/8.

Седельникова М. В. Н. В. Чехов — видный деятель народного просвещения. М., 1960.

Потапова Н. А. Общественно-педагогическая деятельность Н. В. Чехова в 1890—1897 гг. // Учёные записки Московского гос. заочного педагогического института. Кафедра педагогики и психологии. М., 1966. Вып. 1.

Фотеева А. И. Педагог, ученый, общественный деятель Н. В. Чехов // Советская педагогика. 1986. № 2.

Шишонина Н. В. Деятельность Н. В. Чехова в годы советской власти // Страницы истории педагогики. Пятигорск, 2000. Вып. 15.

Шишонина Н. В. Общественно-педагогическая деятельность Н. В. Чехова до 1917 года // Страницы истории педагогики. Пятигорск, 2000. Вып. 15.

Архивы


≡ Научный архив РАО. Личный фонд Н. В. Чехова, ф. 21, 659 ед. хр., 1863—1961 гг.