Авторы · Издания · Разделы · Ссылки · О библиотеке · Обратная связь

ЧАРНОЛУСКИЙ Владимир Иванович

12 (24) сентября 1865, с. Сачковичи Новозыбковского у. Черниговской губ. — 2 ноября 1941, Пушкино Московской обл.

Российский и советский педагог, деятель образования, библиограф


Окончив реальное училище, экстерном сдал экзамены по древним языкам в Полтавской гимназии и поступил на юридический факультет Московского университета; за участие в студенческих волнениях 1887 исключён за полгода до окончания, выслан из Москвы, окончил юридический факультет Киевского университета (1888). В 1890 приглашён на должность земского начальника Новозыбковского уезда, но вскоре из-за конфликта с губернским начальством был вынужден подать в отставку. В 1891—1897 работал в Санкт-Петербургском комитете грамотности: инициатор проведения переписи российских начальных школ («Начальное народное образование в России». т. 1—4, 1900—1905; совместно с Г. А. Фальборком), в 1891—1892 оказывал помощь голодающим детям. После 1897 один из организаторов издательства «Знание».

Выступал с резкой критикой правительственной политики в области образования, за что был арестован и сослан в Архангельск. По возвращении из ссылки (1905) активно включился в деятельность Всероссийского учительского союза (1905—1907), избирался в его Центральное бюро. Стремился превратить общественно-педагогическое движение в действенную силу, способствующую развитию просвещения. В 1906 входил в правление Санкт-Петербургской Лиги образования. Внёс на рассмотрение Лиги проект создания при ней Центрального справочного бюро образования и воспитания, педагогической библиотеки, музея и архива, которые должны были способствовать расширению кругозора учителей, формированию их мировоззрения.

В 1908—1916 разработал (совместно с Г. А. Фальборком и др.) демократическую программу реформирования системы российского образования, предусматривавшую децентрализацию управления образованием, разнообразие источников финансирования, расширение автономии школ, создание школьных советов, в которые должны войти учителя. Намечалось осуществлять программу через государственные органы с привлечением педагогических, кооперативных и других общественных организаций. Подчеркивал необходимость создания правовой базы образования. Автор труда «Настольная книга по народному образованию» (т. 1—4, 1899—1911; совместно с Г. А. Фальборком), содержащего полный свод законов, распоряжений и справочных сведений по вопросам школьного и внешкольного образования.

После Февральской революции 1917 вошёл в Комитет по народному образованию при Министерстве народного просвещения Временного правительства (председатель бюро и руководитель двух комиссий). Способствовал сплочению вокруг комитета видных педагогов, руководил разработкой основных принципов реформы образования, воплотившихся в Декларации и Временном положении «О единой общественной общеобразовательной школе».

После прихода к власти большевиков обосновал концепцию «единой общей гармонической школы». С 1919 работал в Новозыбковском уездном отделе народного образования, с 1921 — в Наркомпросе РСФСР. Был среди инициаторов создания Государственной библиотеки по народному образованию (1925). Одновременно до середины 1920-х гг. сотрудничал в научных институтах Наркомпроса, преподавал в 1-м и 2-м МГУ. Продолжал просветительскую деятельность среди учителей, инициатор издания справочной литературы для педагогов советской школы (педагогические календари, спутники учителя и др.). С конца 1920-х гг. посвятил себя библиотековедению и библиографии (один из создателей систематической педагогической библиографии в России). Работал главным библиотекарем Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина (1928—1933). С 1938 председатель секции педагогической библиографии Книжной палаты. В конце 1930-х гг. предложил создать в АН СССР секцию для разработки теоретических основ педагогики и народного образования.

Доктор педагогических наук (1935), профессор (1924).

Основные труды


Итоги общественной мысли в области образования. СПб., 1906.

К школьной реформе. М., 1908.

О самообразовании. СПб., 1909.

Основные вопросы организации внешкольного образования в России. СПб., 1909.

Основные вопросы организации школы в России. СПб., 1909.

Земство и народное образование. Ч. 1. СПб., 1910.

Земство и народное образование. Ч. 2. СПб., 1911.

Вопросы народного образования на Первом общеземском съезде. СПб., 1912.

• Настольная книга по внешкольному образованию. СПб., 1913.

• Съезды по народному образованию. Пг., 1915.

• Библиография статей по народному образованию. Вып. 1. Пг., 1916.

• Справочник народного учителя. М., 1925.

Школьное законодательство в РСФСР. М., 1927.

• Научная работа в массовой школе. М., 1931.

Литература


Пидкасистый П., Степанов С. Видный деятель народного образования // Народное образование. 1966. № 2.

Степанов С. В. И. Чарнолусский // Советская педагогика. 1985. № 8.

Дедловская М. Ю. Общественно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды В. И. Чарнолуского (1865—1941) на реформирование народного образования. Дис. … канд. пед. наук. М., 2003.

Архивы


≡ Научный архив РАО. Личный фонд В. И. Чарнолусского, ф. 19, 288 ед. хр., 1865—1943 гг.