БУНАКОВ Николай Фёдорович
26 ноября (8 декабря) 1837, Вологда — 8 (21) декабря 1904, Санкт-Петербург
Русский педагог, теоретик и практик начального обучения, методист и автор учебников и учебных пособий по русскому языку
Родился в семье Фёдора Николаевича Бунакова, правителя канцелярии вологодского военного губернатора. Получил начальное домашнее образование, также занимался с учеником VII класса гимназии Н. П. Корелкиным, привившим Бунакову любовь к чтению. В 1847—1854 учился в Вологодской гимназии. Из-за отсутствия средств не смог продолжить образование в университете.
Сдав экзамены по русскому языку на звание учителя, преподавал в уездных училищах Вологодской губернии, с 1862 — учитель русского языка в Вологодской гимназии. С 1859 работал в вологодском губернском статистическом комитете. Стремился усовершенствовать систему преподавания и собственное педагогическое мастерство, публиковал литературно-критические, исторические, экономические и статистические статьи в «Москвитянине», «Журнале Министерства внутренних дел», «Вологодских губернских ведомостях», «Русском слове», «Светоче», «Воронежском телеграфе» (некоторые под псевдонимами). В 1864 из-за серии критических публикаций о нравах местного дворянства был вынужден покинуть Вологду. После знакомства с К. Д. Ушинским и Ф. Ф. Резенером принял решение заняться педагогической деятельностью.
В 1866 переехал в Воронеж, где стал преподавателем русского языка в воронежской военной гимназии. Неудовлетворённый традиционной системой образования и стремясь облегчить поступление в гимназии детям малосостоятельных родителей, в 1867 на собственные средства открыл частную начальную (двухгодичную) школу, принимавшую детей всех сословий; некоторое количество детей из бедный семей обучалось бесплатно.
Проводил исследования в области методики домашнего обучения. В это же время активно сотрудничал в педагогических журналах — «Семья и школа», «Педагогический сборник», «Народная школа», «Русский начальный учитель», где публиковал отчёты о деятельности школы. За время работы в школе составил «Азбуку и уроки чтения» вместе с руководством и хрестоматиею для начального чтения «В школе и дома». В 1868—1869 участвовал в редактировании «Воронежского телеграфа». В 1866—1870 — один из участников воронежского кружка по устройству публичных чтений. Выпускал работы по обучению грамоте и педагогические руководства, получившие широкое распространение и впоследствии многократно переиздававшиеся.
С 1873 по 1883 руководил земскими учительскими съездами и курсами; пользовался огромным авторитетом среди их участников. Публиковал многочисленные рецензии на книги по русскому языку и обзоры руководств по обучению грамоте и книг для первоначального чтения. Кроме чтения лекций по методике обучения родному языку стремился повысить культурный уровень учительства. В 1879 из-за болезни вышел в отставку по ведомству военно-учебных заведений. В 1884 в связи с обострением болезни переселился в с. Петино под Воронежем (ныне Хохольский район Воронежской области), где создал (в основном на собственные средства) начальное народное училище с интернатом, библиотекой, большим количеством приборов и наглядных пособий, крестьянским самодеятельным театром. Участвовал в уездной и губернской земской деятельности, комитетах помощи голодающим, комитетах по борьбе с холерой и т.д., с 1889 писал наблюдения о деятельности сельских школ России.
В 1875, 1884 и 1900 из-за обвинений в неблагонадёжности отстранялся от руководства съездами и курсами, а просветительская деятельность неоднократно подвергалась критике со стороны воронежского дворянства и духовенства. В 1902 за выступления против официальной школьной политики был арестован, отправлен в ссылку, петинские школа и театр были закрыты. Незадолго до смерти Бунакову возвращено право занятия общественной деятельностью.
В своей общественно-педагогической деятельности исходил из идеи всеобщего бесплатного начального обучения, предлагал вводить его по отдельным районам, а затем распространить на всю страну. Условиями осуществления всеобщего обучения считал организацию подготовки народных учителей и привлечение широкой земской, общественной и частной инициативы для строительства и оборудования школ, организации в них учебного процесса на принципах научной педагогики. В образовательную программу включал обучение чтению, письму, арифметике, пению и рисованию, элементам природоведения (садоводство и огородничество), истории России и географии, а также гимнастические упражнения. В системе учебных занятий выделял 3 решающих элемента: обучение грамоте, объяснительное чтение и письменные упражнения.
Разрабатывал звуковой аналитико-синтетический способ обучения грамоте. Подчёркивал, что уроки грамоты являются в то же время и уроками родного языка. Школьное чтение в сочетании с беседами, исследование наглядного материала должны, по Бунакову, давать детям реальные знания, учить их работать с книгой, грамотно излагать мысли. Утверждал, что школа обязана обеспечить гармоничное развитие ребёнка в физическом, умственном, нравственном и эстетическом отношении. Важнейшее значение в воспитании придавал содержанию и характеру обучения, личности учителя, разумным школьным порядкам, основанным на сознательной дисциплине. Был противником телесных наказаний, унижения достоинства учеников.
Основные труды
• Азбука и уроки чтения русского и церковно-славянского языка. СПб., 1871.
• Обучение грамоте по звуковому способу, в связи с предметными уроками и первоначальными упражнениями в родном языке. СПб., 1871.
• Концентрический учебник русской грамматики. Курс 1—4. СПб., 1872—1877.
• Родной язык, как предмет обучения в народной школе с трехгодичным курсом. СПб., 1872. (15-е издание: СПб., 1908).
• Уроки начальной русской грамматики для русских детей. СПб., 1872.
• Хрестоматия для изучения образцов русской словесности. Отделы 1—4. СПб., 1872—1875.
• Школьное дело. СПб., 1874. (3-е издание: СПб., 1906).
• В школе и дома. Книга для чтения. СПб., 1876—1877.
• Учебник русской грамматики. СПб., 1880.
• Книжка–первинка. СПб., 1881.
• Дневник начальной общеобразовательной школы. СПб., 1882.
• Живое слово. Учебная книга для начальной школы. Ч. 1—2. СПб., 1903—1905.
• Как я стал и перестал быть «учителем учителей». СПб., 1905.
• Сельская школа и народная школа. Наблюдения и заметки сельского учителя. СПб., 1906.
• Моя жизнь в связи с общерусской жизнью, преимущественно провинциальной, 1837—1905. СПб., 1909.
• Избранные педагогические сочинения. М., 1953.
Библиография
▫ Краткий библиографический указатель работ Н. Ф. Бунакова // Избранные педагогические сочинения. М., 1953. С. 401—406.
▫ Николай Федорович Бунаков. Биобиблиографическое пособие / сост. К. Я. Седых. Воронеж, 2004.
Литература
◦ Македонов Л. В. Николай Фёдорович Бунаков, его жизнь и деятельность. СПб., 1907.
◦ Смирнов В. З. Николай Фёдорович Бунаков, его жизнь и педагогическая деятельность // Бунаков Н. Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1953. С. 5—44.
◦ Соловьёва В. Д. Педагогические взгляды и деятельность Н. Ф. Бунакова. М., 1960.
◦ Привалова Л. Д. Проблема наглядного обучения в педагогическом наследстве В. И. Водовозова и Н. Ф. Бунакова. Дис. … канд. пед. наук. М., 1964. (Автореферат).
◦ Штефан Л. А. Вопросы формирования познавательной активности школьников в педагогическом наследии Н. Ф. Бунакова, В. И. Водовозова, И. Н. Ульянова. Дис. … канд. пед. наук. Харьков, 1990.
◦ Сырых Т. В. Образовательный процесс в педагогическом наследии Н. Ф. Бунакова. Дис. … канд. пед. наук. Воронеж, 2000.
◦ Бабаян А. В. Концепция нравственного воспитания Н. Ф. Бунакова (1837—1904). Пятигорск, 2001.
◦ Лобанова Е. Н. Педагогические основы методической системы Н. Ф. Бунакова. Дис. … канд. пед. наук. Ярославль, 2002.
◦ Нестерова И. Н. Проблемы начального образования в педагогической и культурно-просветительской деятельности Н. Ф. Бунакова в контексте общественно-педагогического движения 60—90-х гг. XIX века. Дис. … канд. пед. наук. Воронеж, 2002.
Архивы
≡ Личный фонд Н. Ф. Бунакова. Государственный архив Воронежской области, ф. И-193, 1 ед. хр., 1880—1884.
≡ Личный фонд Н. Ф. Бунакова. Воронежский дом-музей А. Л. Дурова.
≡ Личный фонд Н. Ф. Бунакова. Воронежский областной краеведческий музей.