Авторы · Издания · Разделы · Ссылки · О библиотеке · Обратная связь

БОЖОВИЧ Лидия Ильинична

11 (24) января (по другим данным 15 (28) октября) 1908, Курск — 21 июля 1981, Москва

Советский психолог


В 1923 окончила курскую среднюю школу. Переехав в Москву, поступила во 2-й МГУ, где начала работу в семинаре Л. С. Выготского. В 1930 после окончания вуза направлена на работу в психоневрологическую школу-санаторий в деревню Анкудиновка Горьковской области воспитателем, затем завучем. В 1931 в связи с замужеством вернулась в Москву. В 1931—1932 ассистент кафедры психологии в Академии коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской.

В 1932 вместе с А. Н. Леонтьевым и А. В. Запорожцем переехала в Харьков, начала работу старшим научным сотрудником психологического сектора во Всеукраинской психоневрологической академии. Занималась изучением детского восприятия, мышления, воображения, экспериментальным исследованием потребностей и мотивов, вопросами общей и генетической психологии, педагогической психологии.

В 1932—1934 преподавала психологию в харьковском Медико-психологическом институте. В 1935—1940 старший научный сотрудник лаборатории педагогической психологии в московском Высшем коммунистическом институте просвещения, в 1938—1940 — доцент кафедры психологии полтавского, в 1940—1941 харьковского государственных педагогических институтов. В 1941—1944 в эвакуации; работала старшим преподавателем психологии и педагогики в Нижне-Ломовском учительском институте, начальником отделения трудовой терапии в Кыштымском эвакогоспитале № 3880. В 1944—1976 — старший научный сотрудник, затем профессор-консультант отдела детской психологии Института психологии АПН РСФСР.

Занималась проблемами педагогической психологии, детской психологии, преподавательской деятельностью, разрабатывала вопросы развития и социального формирования личности. Основной чертой развития человека считала способность к активной целенаправленной деятельности; в этой связи изучала механизмы мотивации и волевой регуляции поведения, выделила главные этапы развития личности ребёнка. Изучала познавательные интересы школьников, осуществляла дифференцированный подход к выявлению мотивов учебной деятельности и их связи со сферой социальных мотивов. Экспериментально исследовала функции самооценки, уровня притязаний и идеалов в мотивационно-потребностной сфере ребенка, природу и пути формирования устойчивости личности. В последние годы жизни работала над изучением наследия Л. С. Выготского, занималась проблемами волевого поведения и гармонического развития личности.

Кандидат педагогических наук (1939), доктор педагогических наук (1967), профессор (1968).

Основные труды


• Возрастные закономерности формирования личности ребенка. Дис. … д-ра психол. наук. М., 1966.

• Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. (Переиздание: СПб., 2008).

Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. М., 2001.

• Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка (экспериментально-теоретическое исследование) / подгот. к печати И. А. Корепанова // Культурно-историческая психология. 2006. № 1. C. 65—76; № 2. C. 121—135; № 3. C. 101—113.

• Психология детского подражания (экспериментально-психологическое исследование) // Культурно-историческая психология. 2007. № 2; № 3. C. 112—121; № 4. C. 113—120; 2008. № 1. C. 101—107. (соавтор Л. С. Славина).

Библиография


▫ Список основных научных работ Л. И. Божович / подгот. к публ. Е. Д. Божович // Формирование личности в онтогенезе. М., 1991. С. 142—152.

Список основных научных работ Л. И. Божович // Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. М., 2001. С. 342—347.

Литература


Божович Е. Д. Проблемы развития речи и обучения языку в научном творчестве Л. И. Божович // Формирование личности в онтогенезе. М., 1991. С. 19—29.

Чудновский В. Э. Вклад Л. И. Божович в развитие психологии воспитания // Формирование личности в онтогенезе. М., 1991. С. 9—19.

Прихожан А. М., Толстых Н. Н. «Интересная психология»: Л.С. Выготский и Л. И. Божович // Вопросы психологии. 1996. № 5.

Чудновский В. Э. Концепция развития личности в трудах Л. И. Божович // Психологический журнал. 2000. Т. 21, № 3. С. 117—123.

Гуткина Н. И. Лидия Ильинична Божович: биографический очерк // Культурно-историческая психология. 2008. № 4. С. 12—17.

Гуткина Н. И. Л. И. Божович: вехи биографии и основные понятия концепции формирования личности // Вопросы психологии. 2008. № 5. С. 130—134.

Фельдштейн Д. И. О Л. И. Божович — ученом и человеке // Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. М., 2001. С. 5—21.

Божович Е. Д. Проблемы развития речи и обучения языку в научном творчестве Л. И. Божович // Культурно-историческая психология. 2006. № 3. C. 114—119.

Гуткина Н. И. Лидия Ильинична Божович: биографический очерк // Культурно-историческая психология. 2008. № 4. C. 12—17.

Гуткина Н. И. Научная школа Лидии Ильиничны Божович: история и современность // Культурно-историческая психология. 2008. № 4. C. 18—33.

Чудновский В. Э. Лидия Ильинична Божович: основные вехи научного пути // Журнал практического психолога. 2008. № 5. С. 44—65.

Лубовский Д. В. Понятие «внутренняя позиция личности» в работах Л. И. Божович: теоретические аспекты и современные исследования // Журнал практического психолога. 2008. № 5. C. 157—171.

Чудновский В. Э. Л. И. Божович: человек, личность, ученый // Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб., 2008. С. 9—32.

Архивы


≡ Научный архив РАО. Ф. 25. Оп. л/д. Д. 2083 (1967); Д. 4187 

Ссылки


Профиль Л. И. Божович на сайте PsyJournals.ru