БЛОНСКИЙ Павел Петрович
14 (26) мая 1884, Киев — 15 февраля 1941, Москва
Русский и советский педагог, психолог, философ, один из основоположников советской педологии.
Родился в семье мелкого чиновника из обедневших польских дворян Петра (Сигизмунда) Матвеевича Блонского, служащего киевской дворянской опеки. Окончил 2-ю Киевскую гимназию (1902), во время обучения заинтересовался психологией и философией; с пятого класса гимназии подрабатывал уроками.
В 1902—1907 учился на историко-филологическом факультете Университета св. Владимира: слушал лекции А. Н. Гилярова и Г. И. Челпанова, под влиянием которых увлёкся античной философией. Занимался самообразованием: изучал политическую экономию, философию, филологию, психологию. Уже в студенческие годы опубликовал ряд работ по гносеологии и этике, истории философии и психологии. Под руководством Г. И. Челпанова работал в психологическом семинаре; также интересовался социальными проблемами.
С 1907 вольнослушатель историко-филологического факультета Московского университета, с 1908 — аспирант Г. И. Челпанова на кафедре философии, с 1913 — приват-доцент, вёл семинар по истории философии, преподавал педагогику; с 1908 член Психологического общества при Московском университете. Одновременно преподавал в нескольких московских гимназиях, Елизаветинском институте и на педагогических курсах Народного университета А. Л. Шанявского, Тихомировских высших женских курсах, в женской учительской семинарии А. В. Липеровского и др. В 1911—1918 выступал с лекциями по педагогической психологии на летних учительских курсах.
В первые годы советской власти являлся приверженцем новых форм обучения в единой трудовой политехнической школе, занимался обоснованием принципов марксистской перестройки педагогической науки и разработкой основ трудовой политехнической школы. С 1918 — профессор 2-го МГУ, также работал в Институте научной педагогики, Институте национальностей, Институте политехнического образования.
Член редколлегии журналов «Трудовая школа», «Социальное воспитание», «Народное просвещение» Московского отдела народного образования. С 1919 председатель и заведующий научно-педагогической частью Московской академии социального воспитания (с 1924 Академия коммунистического воспитания). В 1922—1932 по инициативе Н. К. Крупской член Научно-педагогической секции Государственного учёного совета, составлял учебные программы для средней школы, книги для чтения.
В начале 1920-х — один из основателей Русского психоаналитического общества, пропагандировал широкое применение психологических тестов. В 1923 избран депутатом Моссовета, с 1924 — член Московского правления Губпроса, участник съездов и конференций по вопросам народного образования. В 1930—1941 заведовал лабораторией памяти, затем лабораторией мышления и речи в Государственном научно-экспериментальном институте психологии.
Стремился реорганизовать учебные программы, разработать новые методы обучения детей; полагал, что создание новой школы является основой развития нового общества, выступал с критикой современных ему «идеалистических» философско-психологических концепций. Был сторонником перестройки психологической науки на основе марксизма и естественнонаучных принципов «объективизма» (экспериментальной психологии). С конца 1920-х в связи с распространением идей экспериментальной педагогики и педагогической психологии разочаровался в педологии и начал проявлять интерес к собственно психологии. Занимался вопросами развития мышления, памяти и речи школьников, индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Выступал за гуманистическую педагогику, преодоление абстрактности в обучении. На основании идей о зависимости между антропометрическими, физиологическими и психологическими свойствами сделал попытку дать целостное представление об особенностях личности ребёнка на различных этапах возрастного развития, показать его как «естественное целое». Придавал большое значение возрастной периодизации для обеспечения научности процесса изучения и формирования личности школьника. Выражал идеи о классовом характере воспитания, зависимости школы от общественного строя.
С 1936 в связи с постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» подвергся травле со стороны сторонников социогенетизма. До 1960-х гг. работы Блонского были забыты, а его имя не упоминалось в педагогической литературе.
Основные труды
• О национальном воспитании. М., 1915.
• Задачи и методы народной школы. М., 1917.
• Философия Плотина. М., 1918.
• Современная философия. М., 1918—1922.
• Школа и общественный строй. Пг., 1918.
• Трудовая школа. М., 1919.
• Реформа науки. М., 1920.
• Очерк научной психологии. М., 1921.
• Азбука труда (введение в трудоведение). М., 1922.
• Психологические очерки. М., 1927.
• Возрастная педология. М., 1930.
• Педология в массовой школе первой ступени. 7-е изд. М., 1930.
• Очерки детской сексуальности. М., 1935.
• Память и мышление. М., 1935.
• Развитие мышления школьников. М., 1935.
• Избранные педагогические произведения. М., 1961.
• Избранные психологические сочинения. М., 1964.
• Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2 т. М., 1979.
Литература
◦ Колбановский В. Н. Павел Петрович Блонский как психолог // Блонский П. П. Избранные психологические произведения. М., 1964.
◦ Данильченко М. Г. П. П. Блонский о школе и учителе. Киев, 1970.
◦ Данильченко М. Г. Педагогические взгляды П. П. Блонского. М., 1974.
◦ Никольская А. А. О психологических воззрениях П. П. Блонского // Вопросы психологии. 1974. № 3.
◦ Святкин А. И. Вопросы общего и политехнического образования и трудового воспитания в творчестве П. П. Блонского. Воронеж, 1975.
◦ Петровский А. В., Данильченко М. Г. П. П. Блонский как педагог и психолог // Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т. 1. М., 1979.
◦ Фрадкин Ф. А. Проблема создания научной педагогики в работах П. П. Блонского // Современная психология. 1984. № 6.
◦ Никольская А. А. Значение П. П. Блонского в истории психологии // Вопросы психологии. 1985. № 1.
◦ Данильченко М. Г. Павел Петрович Блонский // Перспективы: вопросы образования. 1994. № 1.
◦ Наумов Н. Д. П. П. Блонский: философ и педагог // Известия Уральского государственного университета. 2003. № 27.
◦ Наумов Н. Д. П. П. Блонский: основные идеи методологии образования и воспитания личности // Социология образования. 2007. № 9.
Архивные материалы
▪ Научный архив РАО. Личный фонд П. П. Блонского, ф. 112, 421 ед. хр., 1890—1974 гг.