Авторы · Издания · Разделы · Ссылки · О библиотеке · Обратная связь

БЕРНШТЕЙН Александр Николаевич

7 (19) мая 1870, Одесса — 1922, Москва

Российский психиатр, психотерапевт, один из организаторов российского психоаналитического движения


Родился в семье физиолога и общественного деятеля Николая (Натана) Иосифовича Бернштейна. Под руководством отца получил начальное домашнее образование. Окончил 3-ю Одесскую гимназию (1888), медицинский факультет Московского университета (1893); ученик и сотрудник С. С. Корсакова. Одновременно работал в лаборатории клиники нервных болезней, под руководством Л. О. Даркшевича изучал микроскопическую анатомию центральной нервной системы. После окончания университета совершил поездку в Австрию, Германию, Францию и Швейцарию, где знакомился с работой различных психиатрических учреждений.

В 1893—1902 работал в Психиатрической клинике Московского университета: ординатор (1893—1896), ассистент (1896—1902), затем приват-доцент (1902—1918). В 1895 некоторое время работал в клинике Э. Крепелина в Гейдельберге. Наряду с врачебной работой интенсивно изучал философию и психологию, был ближайшим помощником А. А. Токарского в психологической лаборатории клиники (с 1901 заведующий), вел занятия по экспериментальной психологии.

В 1902 командирован за границу для подготовки к чтению курса по физиологической психологии. Посетил ряд психологических лабораторий (В. Вундта, Г. Эббингауза и др.), психиатрических клиник (Э. Крепелина, Р. Зоммера и др.).

С 1899 по рекомендации С. С. Корсакова заведовал Московским Центральным полицейским приемным покоем (до 1918), где организовал оказание психиатрической помощи неимущим горожанам (ныне Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского). Привлек к работе в этом учреждении В. А. Гиляровского, Е. К. Краснушкина, Ю. В. Каннабиха, организовал в нем биохимическую, патологоанатомическую и психологическую лаборатории. Читал курс клинических лекций и проводил практические занятия со студентами, добился включения Центрального полицейского приемного покоя в число учебно-вспомогательных структур Московского университета (1903); в 1907—1909 действовали Повторительные курсы (усовершенствования психиатров).

Один из инициаторов организации временных Педологических курсов при Московском педагогическом собрании (1905), при котором в 1908 открыл и возглавил психологическую лабораторию, публиковавшую «Труды психологической лаборатории при Московском педагогическом собрании». В 1906—1916 участвовал в организации и проведении Всероссийских съездов по педагогической психологии и экспериментальной педагогике.

Разрабатывал программы, методики и опросники по исследованию личности и интеллекта. Опубликовал первое в России руководство «Клинические приемы психологического исследования душевнобольных» (1908), а также статьи и книги о проблемах прикладной экспериментальной психологии, практических методах экспериментально-психологического исследования личности.

Вел большую клиническую и научную работу. Разработал способ определения восприимчивости памяти при помощи таблиц с геометрическими фигурами, методики экспериментально-психологического исследования и клинического опроса, выполнил работы по эпилепсии, описал симптом олигофалии и пр. Одним из первых российских психиатров обратил внимание на содержание и возможности психоаналитического учения. Один из организаторов и членов редколлегии журнала «Психотерапия. Обозрение вопросов психического лечения и прикладной психологии» (1910—1914).

В 1919 содействовал созданию Психоневрологического музея и библиотеки профессора Ф. Е. Рыбакова и вошел в Совет музея. В 1920 принимал активное участие в преобразовании этого музея в Государственный (Московский) психоневрологический институт, заведовал там отделом психиатрии, в 1921—1922 директор. Привлек к работе перспективных специалистов и организовал новые кабинеты и лаборатории, в том числе гипнологии и психоанализа. В 1921 содействовал организации в институте научного кружка, изучавшего вопросы психологии художественного творчества психоаналитическим методом, принимал активное участие в его работе. Тогда же открыл при отделе психологии института психоаналитически ориентированный «Детский дом-лабораторию по научному изучению детского возраста», ставший первым российским учреждением по детскому психоанализу. В 1921 совместно с И. Д. Ермаковым и С. Любимовым пытался создать научное общество для исследования явлений психизма, связанных с подсознательным.

Автор ряда психологические методик, направленных на исследование интеллектуального уровня (методика установления последовательности событий и проба на комбинаторику), которые в определенной мере инициировали и отчасти вошли в различные тесты для исследований интеллекта, описал «симптом Бернштейна», фиксирующий некоторые особенности движения у кататоников (1912).

Основные труды


Вопросы половой жизни в программе семейного и школьного воспитания. М., 1908.

• Экспериментально-психологическая методика распознавания душевных болезней. М., 1908.

• Клинические приемы психологического исследования душевнобольных. М., 1911 (2-е изд., испр. и доп.: М., 1922).

• Клинические лекции о душевных болезнях. М., 1912.

Литература


Гиляровский В. А. Памяти А. Н. Бернштейна // Журнал психологии, неврологии и психиатрии. 1922. Т. 1.

Овчаренко В. И. А. Н. Бернштейн // Архетип. 1996. № 1.