АНАНЬЕВ Борис Герасимович
1 (14) августа 1907, Владикавказ — 18 мая 1972, Ленинград
Советский психолог, историк психологии
Родился в обрусевшей армянской семье народного учителя. Окончил среднюю школу Владикавказа (1924), учился в Горском педагогическом институте (1924—1928), где увлёкся педагогикой, принимал участие в деятельности педологического кружка Р. И. Черановского.
В 1928 переехал в Ленинград, в 1929—1930 учился в аспирантуре ленинградского Института мозга; старший научный сотрудник отдела психологии (1930), заведующий лабораторией психологии воспитания (1934), заведующий отделом психологии (1937—1943, после запрета на педологические исследования и ареста предыдущего заведующего А. А. Таланкина). Исследовал проблемы развития школьников, одарённости, формирования характера. Одним из первых организовал школьную психологическую службу на базе средней школы в Выборгском районе Ленинграда.
С 1930 года работал в педагогических вузах Ленинграда (Педагогический институт им. М. Н. Покровского, Педагогический институт им. Н. К. Крупской), с 1938 — в ЛГПИ им. А. И. Герцена, Ленинградском Театральном институте и Ленинградском институте усовершенствования учителей. Во время Великой Отечественной войны с июля по декабрь 1941 вёл в Ленинграде работу по спецзаданию Ленштаба МПВО по противовоздушной маскировке. После эвакуации из Ленинграда работал в Казани, затем Тбилиси: вел психопаталогическую и восстановительную лечебную работу в неврологических госпиталях.
После возвращения в Ленинград — профессор психологии ЛГПИ (1943—1947), зав. кафедрой психологии ЛГУ (с 1944) и психологического отделения философского факультета, декан факультета психологии ЛГУ (1967—1972). Директор НИИ педагогики АПН РСФСР (1951—1960): руководил циклом исследований по проблемам целостности развития учащихся и системы учебно-воспитательной работы в средней школе. Инициатор создания Института комплексных социальных исследований ЛГУ, лаборатории дифференциальной антропологии и психологии.
Автор большого количества работ по теории и истории психологической науки, педагогической, возрастной, медицинской психологии, психологии труда, искусства и многих других отраслей этой науки.
Следуя традициям В. М. Бехтерева, выступил с идеей создания единой концепции человекознания как комплексной дисциплины, синтезирующей достижения широкого круга наук о человеке, которые группируются в четыре раздела: 1) человек как биологический вид; 2) онтогенез и жизненный путь человека как индивида; 3) изучение человека как личности; 4) проблема человечества. В начале научного пути использовал методы рефлексологии и занимался исследованиями динамики сочетательно-рефлекторной деятельности, речевых рефлексов у слепых детей, влияния музыки на поведение человека. Впоследствии отошел от рефлексологического подхода, обосновал необходимость целостного изучения психического развития школьников в процессе обучения. Установил системный характер чувственного познания, взаимосвязь анализаторов, открыл специальный механизм пространственной ориентации, парность работы больших полушарий головного мозга, что позволило сформулировать гипотезу о дополнительном по отношению к иерархическому контуре нейропсихического регулирования, об энергетической функции коры больших полушарий.
Выделял иерархически соподчиненные уровни организации человека: индивид, личность, индивидуальность. Считал, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как индивида. В комплексных исследованиях получил новые факты о разнородности структуры индивидуальности, об энергоинформационных соотношениях в ней, о структурной перестройке интеллекта и личности в процессе индивидуального развития. Подтвердил идею о гетерохронности и неравномерности психического развития, открыл некоторые закономерности организации интеллектуальных функций и других психофизиологических структур в период зрелости, положив начало психологической акмеологии.
Доктор психологических наук, профессор (1940). Член-корреспондент (1945), действительный член (1955) АПН РСФСР, АПН СССР (1968). Создал большую научную школу, среди учеников — Б. Ф. Ломов, Е. С. Кузьмин и др.
Основные труды
• Психология педагогической оценки. Труды Ин-та по изучению мозга им. В. М. Бехтерева. Т. IV. Л., 1935. (Переиздание: в кн. «Избранные психологические труды, т. 2».)
• Воспитание внимания школьника. Л., 1940.
• Воспитание наблюдательности школьников. Л., 1940.
• Воспитание памяти школьника. Л., 1940.
• Воспитание характера школьника. Л., 1941.
• Очерки психологии. Л., 1945.
• Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков. М., 1947.
• Успехи советской психологии. Л., 1948.
• Пространственное различение. Л., 1955.
• Психология чувственного познания. М., 1960 (переиздание: М., 2001).
• Особенности восприятия пространства у детей. М., 1964 (соавтор Е. Ф. Рыбалко).
• Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М., 1968 (соавторы М. Д. Дворяшина, Н. А. Кудрявцева).
• Человек как предмет познания. Л., 1968.
• О проблемах современного человекознания. М., 1977.
• Избранные психологические труды. Т. 1. М., 1980.
• Избранные психологические труды. Т. 2. М., 1980.
• Психология и проблемы человекознания. Избр. психол. труды. М., 1996.
• Избранные труды по психологии. СПб., 2007.
Литература
◦ Саркисова И. М. Вклад Б. Г. Ананьева в развитие психологической теории личности. Дис. канд. психол. наук. Баку, 1976. (Автореферат)
◦ Драпкина С. Е., Полякова М. Я. Вклад Б. Г. Ананьева в советскую психологическую науку // Вопросы психологии. 1982. № 6. С. 138—145.
◦ Бодалев А. А., Ковалев А. Г. Вклад Б. Г. Ананьева в разработку психологических проблем общения // Психологические исследования общения. М., 1985.
◦ Хлебникова И. Б. Педагогические идеи в творческом наследии Б. Г. Ананьева. Дис. канд. пед. наук. Л., 1987.
◦ Логинова Н. А. Характерные черты концептуальной системы Б. Г. Ананьева // Психол. журнал. 1988. Т. 9. № 1.
◦ Логинова Н. А. Научная школа Б. Г. Ананьева // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 1.
◦ Бодалев А. А., Рыбалко Е. Ф. Б. Г. Ананьев — первооткрыватель и исследователь сложнейших проблем психологии // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 6. С. 28—34.
◦ Крылов А. А. и др. Творческий путь Б. Г. Ананьева // Вопросы психологии. 1997. № 6. С. 83—88.
◦ Логинова Н. А. Б. Г. Ананьев — выдающийся ученый в истории отечественной психологии. Алматы, 1999.
◦ Степанова Е. И. Становление психологической школы Б. Г. Ананьева. Памятные даты и события. СПб., 2003.
◦ Борис Герасимович Ананьев: Биография. Воспоминания. Материалы. СПб., 2006.
Библиография
▫ Список научных трудов Б. Г. Ананьева // Степанова Е. И. Становление психологической школы Б. Г. Ананьева. Памятные даты и события. СПб., 2003. С. 195—207.
▫ Борис Герасимович Ананьев, 1907—1972. Биобиблиогр. указатель. СПб., 2007.
Архивы
≡ Санкт-Петербургский филиал архива РАН. Ф. 805. Оп. 3. Д. 18 (личное дело зав. сектором; 1929—1941).
≡ Научный архив РАО. Ф. 25. Оп. л/д. Д. 47 (1949—1950), 2888 (1945—1960), 2889 (1960—1972).
Ссылки
► Сайт, посвященный Б. Г. Ананьеву.
► Фильм к 100-летнему юбилею Б. Г. Ананьева.
► Страница Б. Г. Ананьева в некрополе Санкт-Петербурга и его окрестностей.